Проведенные многочисленные исследования показывают, что курение повреждает практически все системы человеческого организма и представляет собой привычку, от которой трудно избавиться даже с профессиональной помощью специалиста. Курение вызывает как физиологическую, так и психологическую зависимость и имеет тесную связь с социальными и культурными факторами.
По оценке ВОЗ курильщики на планете составляют треть всех жителей старше 15 лет. Этот показатель постоянно растет благодаря подрастающим поколениям, поэтому разработка и внедрение методов профилактики курения требует в помощь медицине привлечения работающих в социальных сферах воспитателей, педагогов и, конечно же, психологов.
Профилактика курения среди детей и подростков.
Каждому из нас с самого детства рассказывают о вреде курения. Кто-то принимает информацию всерьез, кто-то как очередное поучение родителей и учителей, которое можно проигнорировать. Исследования ученых зарубежных стран доказали, что преподнесенная информация на уроке на 50 процентов хуже усваивается детьми, чем та же информация, будь она подана в виде игры или активного обсуждения с участием каждого из школьников.
Педагог должен следить, как подается и воспринимается информация, и уметь скорректировать беседу так, чтобы подросток действительно поверил данной информации, запомнил ее и принял к сведению, а не просто отсидел время урока. Это очень важно.
Также надо не забывать, что курение в подростковом возрасте имеет большое психологическое влияние. Среди детей в школах, ближе к выпускному классу, многие уже уверенно держат в руках сигарету и на переменах между уроками бегают покурить. Некурящему школьнику некомфортно находиться среди своих курящих одноклассников.
Что нужно знать вашему ребенку, чтобы не начать курить.
Вне зависимости от того, насколько активно и качественно проводятся профилактические мероприятия в школах, основная забота о будущем детей лежит на плечах родителей. Можно ругать и наказывать, можно запрещать и контролировать расходование карманных денег. Но такие меры – это попытка исправления своих же ошибок, «воспитание вдогонку».
Гораздо правильнее – позаботиться о том, чтобы догонять не пришлось. А для этого нужно настойчиво и своевременно дать своему ребенку максимум информации. Не читать нотации, а заблаговременно сформировать у него правильное отношение к такому негативному явлению, как курение.
– Вашему сыну или дочери необходимо знать всю правду о вреде курения как активного, так и пассивного.
– Подростку нужно понимать, что, несмотря на то что любимые герои фильмов и сериалов, которым хочется подражать, и держат сигарету в руках на экране, в жизни все в основном ведут здоровый образ и занимаются спортом.
– Необходимо помочь ребенку занять себя каким-то видом спорта, от которого пользы намного больше, чем от сигарет.
– Нужно объяснить, что при знакомстве и общении со сверстниками следует всегда оставаться свободным от их давления и придерживаться своего мнения. Нет необходимости курить за компанию или чтобы не быть белой вороной.
Профилактику курения надо проводить, начиная еще с детского сада, когда у ребенка идет формирование ценностей жизни, восприятия различных явлений. Важно привить ребенку негативное отношение к курению с раннего возраста, чтобы, придя в школу, он не поддался влиянию старшеклассников или детей из неблагополучных семей и смог устоять перед соблазном попробовать закурить.
Профилактические мероприятия должны быть регулярными.
Врачи уже давно бьют тревогу, и без поддержки со стороны государственных органов, учебных и образовательных институтов, широкой общественности их аргументы цели не достигнут. Необходимы активные и постоянные действия на разных уровнях по всем основным направлениям профилактики курения:
– профилактика курения, начиная с детского возраста;
– проведение широких мероприятий пропаганды против курения с привлечением СМИ;
– разработка программ поощрения некурящих для воздержания их от начала курения;
– запрет свободного курения в общественных местах для снижения пассивного курения некурящих;
– психологическая поддержка и помощь всем, кто решил для себя бросить курить, чтобы они вновь не закурили.
К большому сожалению, в наших школах методы профилактики курения несут только информативный характер. Поэтому со стороны общественных медицинских организаций и родительских комитетов необходим контроль: способы профилактики курения должны отслеживаться и давать результат. В учебных заведениях проведение таких мероприятий должно быть регулярным, как тренировки персонала при пожаре или стихийном бедствии.
В школах необходимо организовывать специальные уроки о вреде курения, из которых подростки должны понять, что начать курить легко, а вот бросить очень трудно. Нужно настойчиво объяснять, что, начав курить, становишься зависимым от сигарет и медленно, но уверенно приносишь вред своему организму. Учащиеся должны уяснить для себя, что некурящие лучше выглядят, дольше живут, намного активнее и более успешны, чем курильщики. Задача педагогов – помочь сделать выбор в пользу отказа от курения.
Научно доказано, что самый эффективный способ профилактики зависимости от табака являются занятия каким-либо видом спорта. Физические нагрузки стимулируют выработку «гормонов удовольствия» и решают проблемы, с которыми раньше «боролась» сигарета, – это снятие состояния стресса, снижение веса, повышение самооценки.
Пусть не пагубная зависимость, а спорт и активный образ жизни станет выбором всех – от мала до велика.