Сценарий ШАГа от 25.01.2024г
Тема: «Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании» (о деятелях науки, представителях системы образования)
Цель:
создание условий для воспитания потребности к обучению, направленное на воспитание гармоничной и разносторонне развитой личности.
Задачи:
иметь представление о ценности образования в современном мире;
формировать интерес к обучению;
осознавать важность образования и науки в современном мире;
познакомить учащихся с деятелями науки, представителями системы образования РБ;
воспитывать у учащихся чувство гордости за достижения своей страны и соотечественников
Форма проведения: диалоговая площадка
Оборудование: мультимедийная презентация
Аудитория: учащиеся 8 – 11 классов
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте учащиеся, учителя, гости. Сегодня у нас очередная встреча в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина». И сегодня наш разговор пойдет об образовании в РБ.
А если точнее, то тема нашей встречи звучит так
«Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании» (о деятелях науки, представителях системы образования)
Наша встреча будет состоять из трех этапов:
1-й этап: «МЫ УЗНАЕМ» Это информационный блок.
2-й этап: Это встреча с представителем образования.
3-й этап: «Мы действуем!» Подведение итогов.
И, конечно, на нашем мероприятии мы будем использовать небольшие видеофрагменты по теме.
Итак, мы начинаем.
Ведущий: Образование в РБ – это, прежде всего, обучение в интересах человека, общества, государства, направленное на воспитание гармоничной и разносторонне развитой личности. И как доказательство сказанному давайте посмотрим видеофрагмент
Просмотр видеофрагмента
«ОБРАЗОВАНИЕ В РБ- престиж и поддержка молодых»
Ведущий: А сейчас я приглашаю учащихся 11 класса, которые познакомят вас с важной информацией по теме ШАГа. Пожалуйста, ребята, вам слово.
(выступление информационной группы)
1. Какова роль образования в современном белорусском обществе?
Образование рассматривается как ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного государства является образованный человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений. Все это делает совершенно очевидным тот факт, что в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль должна принадлежать образованию. Без соответствующей стратегии в области образования будут безрезультатны усилия, направленные на обеспечение и поддержание конкурентоспособности в области освоения передовых технологий.
В Беларуси созданы условия, позволяющие каждому человеку реализовать свое право на доступ к любому уровню образованию независимо от социального статуса, национальности, места жительства.
Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования базируется на укреплении ведущих принципов развития национальной школы, среди которых: государственно-общественный характер управления; обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию; повышение качества образования для каждого.
- Что означает принцип «образование через всю жизнь»?
Непрерывное образование («образование через всю жизнь») – это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Цель непрерывного образования – целостное развитие человека как личности на протяжении всей жизни, повышение его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире, развитие способностей обучающегося, его стремлений и возможностей.
Объем информации постоянно увеличивается, знания и компетенции постоянно совершенствуются, и современный человек должен постоянно повышать свой образовательный уровень, свое профессиональное мастерство. Способность к постоянному обучению становится важнейшим качеством, определяющим конкурентоспособность человека на рынке труда.
- Какие условия созданы в Республике Беларусь для поддержки одаренной молодежи, молодых ученых?
Качественное образование и творческий потенциал личности –важнейшие ценности, на которые делается ставка в стране. В глобальной борьбе за контроль над ресурсами (а сегодня важнейший ресурс – интеллектуальный) образование и создание условий для творческого роста и развития молодежи превращаются в приоритет номер один. В Беларуси сделано многое для того, чтобы молодые люди были уверены: они нужны своей стране, именно здесь есть возможность реализовать себя.
26 лет назад был учрежден специальный фонд Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, который стал основной площадкой для профессионального становления перспективных ребят. Его создание помогло сформировать систему государственной помощи молодым людям, аналогов которой нет ни в одной из стран постсоветского пространства.
Специальным фондом Президента Беларуси по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов ежегодно поощряется более 2 тыс. учащихся, студентов, курсантов и педагогических работников, которые внесли особый вклад в развитие способностей одаренной молодежи. Лучшим интеллектуальным и творческим объединениям учащихся и студентов, которые завоевали общественное признание, имеют перспективные разработки, достижения, оказывается из специального фонда финансовая поддержка. А студентам, которые участвуют в научно-исследовательской деятельности учреждений высшего образования, назначается стипендия Президента Беларуси при условии, что они успевают на 9 и 10 баллов.
Кадры ученых, прежде всего молодежь – абсолютный приоритет государства. Ежегодно в НАН (Национальная академия наук) Беларуси принимаются 320-350 лучших выпускников учреждений высшего образования, готовят их через магистратуру, аспирантуру, докторантуру и соискательство.
- В НАН Беларуси есть ряд премий и грантов. Организован конкурс среди докторантов, аспирантов и соискателей на получение таких грантов Президиума НАН Беларуси для выполнения научно-исследовательских работ. На систематической основе проводится конкурс «100 талантов Национальной академии наук Беларуси», по его результатам ежегодно обновляется соответствующий банк данных.
Конкурс «100 талантов НАН Беларуси» учрежден в апреле 2018-го года. Общее число молодых ученых, единовременно входящих в банк данных «100 талантов Национальной академии наук Беларуси», не может превышать 100 человек, а ежегодное количество лауреатов конкурса – не более 20 человек. В конкурсе могут принимать участие молодые ученые НАН Беларуси, которые защитили кандидатскую диссертацию в возрасте до 30 лет или получили ученую степень доктора наук в возрасте до 40 лет.
5. Какие возможности для удовлетворения творческих, исследовательских интересов учащихся открывает учреждение образования «Национальный детский технопарк»?
Программа дополнительного образования детей и молодежи направлена на совершенствование образовательных условий, которые способствуют развитию творческого потенциала, обретению новых знаний, совершенствованию профессиональных навыков и расширению кругозора.
Образовательные смены – это одно из основных направлений деятельности Национального детского технопарка, в рамках которого учащимся 9-11 классов предоставляется возможность бесплатно пройти обучение по выбранному образовательному направлению. Их 15: «Зеленая химия», «Информационные и компьютерные технологии», «Робототехника», «Инженерная экология», «Биотехнологии», «Наноиндустрия и нанотехнологии», «Энергетика будущего», «Электроника и связь», «Архитектура и дизайн», «Информационная безопасность», «Лазерные технологии», «Авиакосмические технологии», «Виртуальная и дополненная реальность», «Машины и двигатели. Автомобилестроение», «Природные ресурсы».
У выпускников «Национального детского технопарка» появились льготы при поступлении в учреждения высшего образования и лицеи.
(Просмотр видеоролика «Национальный детский технопарк»)
6. В Минске установлен памятный знак «Лента Мебиуса», который был установлен в академическом дворике Национальной академии наук Беларуси 22 января 2009 года.Эта композиция представлена в виде изящной металлической ленты Мёбиуса, которая закреплена на огромном камне-валуне. В верхней части ленты находится шар. Смотря на данную композицию, можно мысленно представить движение шара, который никогда не выйдет за кромку ленты и будет бесконечно катиться по внутренней и внешней стороне фигуры.
Свое название лента получила в честь выдающегося немецкого математика, профессора Лейпцигского университета Августа Фердинанда Мёбиуса (1790-1868).
Лента Мёбиуса нашла широкое применение в решении различных научных и технических задач. Полоса ленточного конвейера, выполненная в виде ленты Мёбиуса, будет работать дольше, потому что вся поверхность ленты изнашивается равномерно. В системах записи на непрерывную пленку применяются ленты Мёбиуса (чтобы удвоить время записи). Во многих матричных принтерах красящая лента также имеет вид ленты Мёбиуса для увеличения ее ресурса и др.
Ведущий: (вывод по первому блоку) Ребята, что вы можете сказать в завершении своего выступления.
(ответы учащихся)
- Образование – это ведущий фактор социального и экономического прогресса. В нашей стране созданы условия, позволяющие каждому человеку реализовать свое право на доступ к любому уровню образования.
2. Каждый человек имеет право учиться всю жизнь, т.е. повышать свой профессиональный потенциал постоянно.
- Молодежь – абсолютный приоритет государства, поэтому большое внимание уделяется поддержке талантливой, одарённой молодежи.
4. Важную роль в системе выявления и привлечения в науку молодых талантливых юношей и девушек играет Совет молодых ученых НАН Беларуси. Состав советов молодых ученых охватывает более 2200 человек, а это практически каждый четвертый научный работник академии. Каждый пятый исследователь НАН Беларуси является молодым ученым.
- Для удовлетворения творческих, исследовательских интересов учащихся в РБ существует учреждение образования «Национальный детский технопарк»
- Для Беларуси бурное развитие интернета, информационно-коммуникационных технологий открывает блестящие перспективы. Интеллект наших людей, молодежи уже начинает приносить ощутимую прибыль стране. В будущем эта отрасль может и должна стать одной из ключевых в экономике».
(Просмотр видеофрагмента «ОБРАЗОВАНИЕ В РБ»)
Ведущий: А сейчас мы предлагаем познакомиться с отдельными деятелями науки, представителями системы образования. Так, например,….
- Иванец Андрей Иванович – в 2006 г. окончил химический факультет Белорусского государственного университета. С 2006 г. по 2019 г. работал в Институте общей и неорганической химии НАН Беларуси, где прошел путь от младшего научного сотрудника до заместителя директора по научной работе.
С 2013г. по 2022г. – председатель Совета молодых ученых НАН Беларуси, с мая 2019 г. – главный ученый секретарь НАН Беларуси.
Иванец А.И., доктор химических наук (2017 г.), член-корреспондент НАН Беларуси (2021 г.), профессор (2022 г.), известный ученый в области коллоидной химии и адсорбции. Автор свыше 250 научных работ, в том числе 2 монографий, 8 патентов.
В 2019-2022 гг. – заместитель председателя Постоянной комиссии по образованию, науке, культуре и социальному развитию Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь 7-го созыва.
10 февраля 2022 года Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко назначил Андрея Ивановича Иванца Министром образования.
- Гусаков Владимир Григорьевич – ученый в области аграрной экономики, доктор экономических наук (1994), профессор (1998). Академик Академии аграрных наук Республики Беларусь (1999–2002), Академик Национальной академии наук Беларуси (2003), заслуженный деятель науки Республики Беларусь (2004), иностранный член Российской академии сельскохозяйственных наук (2006), Академии сельскохозяйственных наук Республики Казахстан (2010), руководитель Международной ассоциации академий наук (МААН) (2017). С октября 2013 г. - Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, член Правительства Республики Беларусь.
Автор более 700 научных работ, в том числе 22 монографий и книг и более 200 брошюр и рекомендаций.
Награжден Орденом Святителя Кириллы Туровского (2011). Почетный гражданин Чечерского района Гомельской области (2011).
2. Хома Дмитрий Леонидович, начальник главного управления по образованию Витебского облисполкома, с 2016 года является председателем Витебской областной избирательной комиссии. Награжден медалью «За трудовые заслуги» (2020 г.).
- Прокопович Игорь Михайлович, учитель географии государственного учреждения образования «Поставская гимназия», почетное звание «Человек года Витебщины – 2009 г.», член Союза белорусских писателей, член-корреспондент Международной академии организационных и управленческих наук. Награжден нагрудным знаком «Отличник образования».
4 Аршанский Евгений Яковлевич, проректор по научной работе учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова», доктор педагогических наук, профессор. Имеет награды: стипендия Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым (докторам наук) (2010 год); нагрудный знак Министерства образования Республики Беларусь «Отличник образования» (2020 год); нагрудный знак отличия «За адзнаку» (2021 год); Почетная грамота Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь за многолетнюю плодотворную работу по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации (2021 год).
- 3. Кривенко Сергей Николаевич, учитель географии государственного учреждения образования «Гимназия № 2 г. Витебска». Трижды награжден премиями специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, удостоен почетного звания «Заслуженный учитель Республики Беларусь» (2023 г.).
- 14.Крицкая Наталья Викторовна, кандидат филологических наук, доцент учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова». Выпускница государственного учреждения образования «Средняя школа № 4 г. Чашники». Награждена грамотой Министерства образования Республики Беларусь за многолетний плодотворный труд в системе образования, достигнутые успехи в воспитании и профессиональной подготовке высококвалифицированных специалистов (2021 г.).
Ведущий: Заслуженных людей в системе образования, конечно, же очень и очень много, и все они профессионалы своего дела, все они трудятся на благо родной Беларуси.
А сейчас я хочу пригласить на сцену человека, которого вы все прекрасно знаете, которого вы видите каждый день, человека, который болеет за нашу школу больше, чем каждый из нас. Этот человек возглавляет наше учреждение образования, директор школы Филимонова Татьяна Николаевна. Ребята, у вас есть возможность задать Татьяне Николаевне интересующие вас вопросы.
Примерные вопросы приглашенному:
- Испытываете ли Вы гордость за свою профессию?
- Считаете ли Вы, что профессия педагога / ученого в современном обществе является особенно важной?
- Расскажите, как долго Вы работаете в сфере образования / науки.
- Что самое трудное в профессии учителя (преподавателя) / ученого?
- Что самое интересное в Вашей профессии?
- Говорят, что каждый учитель (преподаватель) считает свой предмет лучшим. За что Вы полюбили предмет, который преподаете?
- Кого Вы считаете своим главным учителем?
- Есть ли у Вас свои секреты профессионального мастерства?
- Есть ли у Вас примеры, когда Ваши учащиеся (студенты, аспиранты и др.) достигали значительных успехов?
- Где и в чем Вы черпаете вдохновение и силы?
- Как Вы считаете, должен ли учитель (преподаватель) заниматься исследовательской деятельностью?
- Кто или что влияет на выбор научной сферы деятельности?
- Какие навыки и качества необходимы для успешной работы в сфере науки?
- Как вы считаете, какие качества отличают учителя (преподавателя) / ученого – патриота своей родины? Что для Вас означает –быть патриотом своей страны?
- Как вы считаете, какую роль играет образование в патриотическом воспитании молодого поколения?
- Какова роль учреждений образования / научных организаций в формировании активной гражданской позиции молодежи?
- Учитель (преподаватель) / ученый – это профессия, должность или призвание?
- В чем состоит главная задача педагога / ученого? Какими чертами характера он должен обладать?
- Продолжите предложение «Учитель (преподаватель) / ученый – это…». / Современный учитель (преподаватель) / современный ученый. Как Вы можете их охарактеризовать?
- Ваши увлечения, чем любите заниматься в свободное время?
- Если бы перед Вами снова встал выбор, кем быть, поменяли ли бы Вы свою профессию на другую? Почему?
Ведущий: Татьяна Николаевна, что бы вы пожелали учащимся нашей школы?
3 этап «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»
Ведущий: А сейчас я хочу предоставить слово учащимся 11 класса, тем, кто в будущем хочет связать свою жизнь со школой. Вам слово, будущие педагоги.
(выступление педгруппы)
Свою будущую профессию мы не выбирали, это, скорее всего, воплощение детской мечты в реальность.
Многие в детстве хотят стать учителями, но не все ими становятся. Мы же идем к своей мечте целенаправленно.
Не легка учителя работа
День за днем проблемы и заботы.
Многим этого, возможно, не понять,
Но не нам, потому что именно нам предстоит работать учителями
и если не через 30 лет, то через 5 лет точно.
И прежде чем заглянуть в будущее,
Давайте окунемся в настоящее.
Про жизнь учителя хотим вам рассказать,
Про каждодневный труд его напомнить.
Ровно в семь подъем, зарядка,
Кофе, чай, наряд, укладка.
Утро доброе, семья,
Всем привет, умчалась я.
Мозг включился, мыслей цвет
Утром рано педсовет.
Выступали, обсуждали,
Спорили, голосовали.
Но прозвенел уже звонок.
Все побежали на урок.
А уроков ? Их не счесть!
Надо план свой перечесть..
Конференции. Программа.
Срочно всё, как телеграмма.
Двойки. Нервы. Корвалол.
Ученик, глядящий в пол.
Всё за день успеть, решить,
Подготовить, победить.
Конкурс. Праздник. Совещанье.
Для родителей собранье.
Баллы. Личность. Рост. Проблемы.
Упражненье. Метод. Темы.
И тетрадей куча, масса.
Социальный паспорт класса.
Завуч. План. Отчет. Инспектор.
Категория. Директор…
Весь день прошёл как будто час,
И вот пора покинуть класс.
Да, не забыть мне написать
И в чат родителям послать
Про ЗОЖ, каникулы и форму,
Да, разрываюсь я по полной.
По вечерам опять пробежка,
Посуды целая тележка.
Когда, скажите, отдыхать,
К урокам планы написать.
Но помогает физкультура,
Зарядка, фитнес и микстура.
Зал тренажёрный и прогулка
Всё для здоровья и фигурки.
А дома снова за уроки
Пора садится, дело к ночи.
д/з, конспекты, сочиненья,
синквейны, тесты, нет спасенья.
А завтра снова на урок
Нас позовет всё тот звонок.
И будут встречи и беседы,
Отчеты, планы и соцсети.
Да… Тяжела учителя работа,
И порой приходится сперва
Потрудиться до седьмого пота,
Чтоб достичь вершины мастерства.
1.Вот так примерно проходит рабочий день учителя. Из таких дней и складывается школьная жизнь. А может быть, и учительская судьба…
2. В жизни учителя невозможно найти двух одинаковых дней. Каждый день приносит новые впечатления, новые радости, новые открытия, насыщая учительскую жизнь событиями.
3. «Труд учителя ни с чем не сравним… Ткач уже через час видит плоды своих забот, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла … пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуются колосьями и горстью зерна, выращенного им в поле…Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения…» – писал великий педагог В.А. Сухомлинский.
4.Учитель (преподаватель) / ученый работает на будущее, создает это будущее, от качества его труда зависит каким оно будет – будущее страны, будущее всего человечества.
5.Поэтому эта профессия одна из самых почетных и ответственных.
6. И посвящают ей жизнь люди, видящие в ней свое призвание, любящие свое дело.
Ведущий: Итак,образование — это фундамент общества, пропуск для государства, для всей нации в завтрашний день, в будущее.
А образованная нация с богатой культурой — основа успешного государства.
Всем спасибо за работу!
Сценарий ШАГа
«Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании» (о деятелях науки, представителях системы образования)
от 25.01.2024г
Тема: «Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании» (о деятелях науки, представителях системы образования)
Цель:
создание условий для воспитания потребности к обучению, направленное на воспитание гармоничной и разносторонне развитой личности.
Задачи:
иметь представление о ценности образования в современном мире;
формировать интерес к обучению;
осознавать важность образования и науки в современном мире;
познакомить учащихся с деятелями науки, представителями системы образования РБ;
воспитывать у учащихся чувство гордости за достижения своей страны и соотечественников
Форма проведения: диалоговая площадка
Оборудование: мультимедийная презентация
Аудитория: учащиеся 8 – 11 классов
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте учащиеся, учителя, гости. Сегодня у нас очередная встреча в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина». И сегодня наш разговор пойдет об образовании в РБ.
А если точнее, то тема нашей встречи звучит так
«Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании» (о деятелях науки, представителях системы образования)
Наша встреча будет состоять из трех этапов:
1-й этап: «МЫ УЗНАЕМ» Это информационный блок.
2-й этап: Это встреча с представителем образования.
3-й этап: «Мы действуем!» Подведение итогов.
И, конечно, на нашем мероприятии мы будем использовать небольшие видеофрагменты по теме.
Итак, мы начинаем.
Ведущий: Образование в РБ – это, прежде всего, обучение в интересах человека, общества, государства, направленное на воспитание гармоничной и разносторонне развитой личности. И как доказательство сказанному давайте посмотрим видеофрагмент
Просмотр видеофрагмента
«ОБРАЗОВАНИЕ В РБ- престиж и поддержка молодых»
Ведущий: А сейчас я приглашаю учащихся 11 класса, которые познакомят вас с важной информацией по теме ШАГа. Пожалуйста, ребята, вам слово.
(выступление информационной группы)
1. Какова роль образования в современном белорусском обществе?
Образование рассматривается как ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного государства является образованный человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений. Все это делает совершенно очевидным тот факт, что в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль должна принадлежать образованию. Без соответствующей стратегии в области образования будут безрезультатны усилия, направленные на обеспечение и поддержание конкурентоспособности в области освоения передовых технологий.
В Беларуси созданы условия, позволяющие каждому человеку реализовать свое право на доступ к любому уровню образованию независимо от социального статуса, национальности, места жительства.
Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования базируется на укреплении ведущих принципов развития национальной школы, среди которых: государственно-общественный характер управления; обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию; повышение качества образования для каждого.
- Что означает принцип «образование через всю жизнь»?
Непрерывное образование («образование через всю жизнь») – это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Цель непрерывного образования – целостное развитие человека как личности на протяжении всей жизни, повышение его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире, развитие способностей обучающегося, его стремлений и возможностей.
Объем информации постоянно увеличивается, знания и компетенции постоянно совершенствуются, и современный человек должен постоянно повышать свой образовательный уровень, свое профессиональное мастерство. Способность к постоянному обучению становится важнейшим качеством, определяющим конкурентоспособность человека на рынке труда.
- Какие условия созданы в Республике Беларусь для поддержки одаренной молодежи, молодых ученых?
Качественное образование и творческий потенциал личности –важнейшие ценности, на которые делается ставка в стране. В глобальной борьбе за контроль над ресурсами (а сегодня важнейший ресурс – интеллектуальный) образование и создание условий для творческого роста и развития молодежи превращаются в приоритет номер один. В Беларуси сделано многое для того, чтобы молодые люди были уверены: они нужны своей стране, именно здесь есть возможность реализовать себя.
26 лет назад был учрежден специальный фонд Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, который стал основной площадкой для профессионального становления перспективных ребят. Его создание помогло сформировать систему государственной помощи молодым людям, аналогов которой нет ни в одной из стран постсоветского пространства.
Специальным фондом Президента Беларуси по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов ежегодно поощряется более 2 тыс. учащихся, студентов, курсантов и педагогических работников, которые внесли особый вклад в развитие способностей одаренной молодежи. Лучшим интеллектуальным и творческим объединениям учащихся и студентов, которые завоевали общественное признание, имеют перспективные разработки, достижения, оказывается из специального фонда финансовая поддержка. А студентам, которые участвуют в научно-исследовательской деятельности учреждений высшего образования, назначается стипендия Президента Беларуси при условии, что они успевают на 9 и 10 баллов.
Кадры ученых, прежде всего молодежь – абсолютный приоритет государства. Ежегодно в НАН (Национальная академия наук) Беларуси принимаются 320-350 лучших выпускников учреждений высшего образования, готовят их через магистратуру, аспирантуру, докторантуру и соискательство.
- В НАН Беларуси есть ряд премий и грантов. Организован конкурс среди докторантов, аспирантов и соискателей на получение таких грантов Президиума НАН Беларуси для выполнения научно-исследовательских работ. На систематической основе проводится конкурс «100 талантов Национальной академии наук Беларуси», по его результатам ежегодно обновляется соответствующий банк данных.
Конкурс «100 талантов НАН Беларуси» учрежден в апреле 2018-го года. Общее число молодых ученых, единовременно входящих в банк данных «100 талантов Национальной академии наук Беларуси», не может превышать 100 человек, а ежегодное количество лауреатов конкурса – не более 20 человек. В конкурсе могут принимать участие молодые ученые НАН Беларуси, которые защитили кандидатскую диссертацию в возрасте до 30 лет или получили ученую степень доктора наук в возрасте до 40 лет.
5. Какие возможности для удовлетворения творческих, исследовательских интересов учащихся открывает учреждение образования «Национальный детский технопарк»?
Программа дополнительного образования детей и молодежи направлена на совершенствование образовательных условий, которые способствуют развитию творческого потенциала, обретению новых знаний, совершенствованию профессиональных навыков и расширению кругозора.
Образовательные смены – это одно из основных направлений деятельности Национального детского технопарка, в рамках которого учащимся 9-11 классов предоставляется возможность бесплатно пройти обучение по выбранному образовательному направлению. Их 15: «Зеленая химия», «Информационные и компьютерные технологии», «Робототехника», «Инженерная экология», «Биотехнологии», «Наноиндустрия и нанотехнологии», «Энергетика будущего», «Электроника и связь», «Архитектура и дизайн», «Информационная безопасность», «Лазерные технологии», «Авиакосмические технологии», «Виртуальная и дополненная реальность», «Машины и двигатели. Автомобилестроение», «Природные ресурсы».
У выпускников «Национального детского технопарка» появились льготы при поступлении в учреждения высшего образования и лицеи.
(Просмотр видеоролика«Национальный детский технопарк»)
6. В Минске установлен памятный знак «Лента Мебиуса», который был установлен в академическом дворике Национальной академии наук Беларуси 22 января 2009 года.Эта композиция представлена в виде изящной металлической ленты Мёбиуса, которая закреплена на огромном камне-валуне. В верхней части ленты находится шар. Смотря на данную композицию, можно мысленно представить движение шара, который никогда не выйдет за кромку ленты и будет бесконечно катиться по внутренней и внешней стороне фигуры.
Свое название лента получила в честь выдающегося немецкого математика, профессора Лейпцигского университета Августа Фердинанда Мёбиуса (1790-1868).
Лента Мёбиуса нашла широкое применение в решении различных научных и технических задач. Полоса ленточного конвейера, выполненная в виде ленты Мёбиуса, будет работать дольше, потому что вся поверхность ленты изнашивается равномерно. В системах записи на непрерывную пленку применяются ленты Мёбиуса (чтобы удвоить время записи). Во многих матричных принтерах красящая лента также имеет вид ленты Мёбиуса для увеличения ее ресурса и др.
Ведущий: (вывод по первому блоку) Ребята, что вы можете сказать в завершении своего выступления.
(ответы учащихся)
- Образование – это ведущий фактор социального и экономического прогресса. В нашей стране созданы условия, позволяющие каждому человеку реализовать свое право на доступ к любому уровню образования.
2. Каждый человек имеет право учиться всю жизнь, т.е. повышать свой профессиональный потенциал постоянно.
- Молодежь – абсолютный приоритет государства, поэтому большое внимание уделяется поддержке талантливой, одарённой молодежи.
4. Важную роль в системе выявления и привлечения в науку молодых талантливых юношей и девушек играет Совет молодых ученых НАН Беларуси. Состав советов молодых ученых охватывает более 2200 человек, а это практически каждый четвертый научный работник академии. Каждый пятый исследователь НАН Беларуси является молодым ученым.
- Для удовлетворения творческих, исследовательских интересов учащихся в РБ существует учреждение образования «Национальный детский технопарк»
- Для Беларуси бурное развитие интернета, информационно-коммуникационных технологий открывает блестящие перспективы. Интеллект наших людей, молодежи уже начинает приносить ощутимую прибыль стране. В будущем эта отрасль может и должна стать одной из ключевых в экономике».
(Просмотр видеофрагмента «ОБРАЗОВАНИЕ В РБ»)
Ведущий: А сейчас мы предлагаем познакомиться с отдельными деятелями науки, представителями системы образования. Так, например,….
- Иванец Андрей Иванович – в 2006 г. окончил химический факультет Белорусского государственного университета. С 2006 г. по 2019 г. работал в Институте общей и неорганической химии НАН Беларуси, где прошел путь от младшего научного сотрудника до заместителя директора по научной работе.
С 2013г. по 2022г. – председатель Совета молодых ученых НАН Беларуси, с мая 2019 г. – главный ученый секретарь НАН Беларуси.
Иванец А.И., доктор химических наук (2017 г.), член-корреспондент НАН Беларуси (2021 г.), профессор (2022 г.), известный ученый в области коллоидной химии и адсорбции. Автор свыше 250 научных работ, в том числе 2 монографий, 8 патентов.
В 2019-2022 гг. – заместитель председателя Постоянной комиссии по образованию, науке, культуре и социальному развитию Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь 7-го созыва.
10 февраля 2022 года Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко назначил Андрея Ивановича Иванца Министром образования.
- Гусаков Владимир Григорьевич – ученый в области аграрной экономики, доктор экономических наук (1994), профессор (1998). Академик Академии аграрных наук Республики Беларусь (1999–2002), Академик Национальной академии наук Беларуси (2003), заслуженный деятель науки Республики Беларусь (2004), иностранный член Российской академии сельскохозяйственных наук (2006), Академии сельскохозяйственных наук Республики Казахстан (2010), руководитель Международной ассоциации академий наук (МААН) (2017). С октября 2013 г. - Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, член Правительства Республики Беларусь.
Автор более 700 научных работ, в том числе 22 монографий и книг и более 200 брошюр и рекомендаций.
Награжден Орденом Святителя Кириллы Туровского (2011). Почетный гражданин Чечерского района Гомельской области (2011).
2. Хома Дмитрий Леонидович, начальник главного управления по образованию Витебского облисполкома, с 2016 года является председателем Витебской областной избирательной комиссии. Награжден медалью «За трудовые заслуги» (2020 г.).
- Прокопович Игорь Михайлович, учитель географии государственного учреждения образования «Поставская гимназия», почетное звание «Человек года Витебщины – 2009 г.», член Союза белорусских писателей, член-корреспондент Международной академии организационных и управленческих наук. Награжден нагрудным знаком «Отличник образования».
4 Аршанский Евгений Яковлевич, проректор по научной работе учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова», доктор педагогических наук, профессор. Имеет награды: стипендия Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым (докторам наук) (2010 год); нагрудный знак Министерства образования Республики Беларусь «Отличник образования» (2020 год); нагрудный знак отличия «За адзнаку» (2021 год); Почетная грамота Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь за многолетнюю плодотворную работу по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации (2021 год).
- 3. Кривенко Сергей Николаевич, учитель географии государственного учреждения образования «Гимназия № 2 г. Витебска». Трижды награжден премиями специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, удостоен почетного звания «Заслуженный учитель Республики Беларусь» (2023 г.).
- 14.Крицкая Наталья Викторовна, кандидат филологических наук, доцент учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова». Выпускница государственного учреждения образования «Средняя школа № 4 г. Чашники». Награждена грамотой Министерства образования Республики Беларусь за многолетний плодотворный труд в системе образования, достигнутые успехи в воспитании и профессиональной подготовке высококвалифицированных специалистов (2021 г.).
Ведущий: Заслуженных людей в системе образования, конечно, же очень и очень много, и все они профессионалы своего дела, все они трудятся на благо родной Беларуси.
А сейчас я хочу пригласить на сцену человека, которого вы все прекрасно знаете, которого вы видите каждый день, человека, который болеет за нашу школу больше, чем каждый из нас. Этот человек возглавляет наше учреждение образования, директор школы Филимонова Татьяна Николаевна. Ребята, у вас есть возможность задать Татьяне Николаевне интересующие вас вопросы.
Примерные вопросы приглашенному:
- Испытываете ли Вы гордость за свою профессию?
- Считаете ли Вы, что профессия педагога / ученого в современном обществе является особенно важной?
- Расскажите, как долго Вы работаете в сфере образования / науки.
- Что самое трудное в профессии учителя (преподавателя) / ученого?
- Что самое интересное в Вашей профессии?
- Говорят, что каждый учитель (преподаватель) считает свой предмет лучшим. За что Вы полюбили предмет, который преподаете?
- Кого Вы считаете своим главным учителем?
- Есть ли у Вас свои секреты профессионального мастерства?
- Есть ли у Вас примеры, когда Ваши учащиеся (студенты, аспиранты и др.) достигали значительных успехов?
- Где и в чем Вы черпаете вдохновение и силы?
- Как Вы считаете, должен ли учитель (преподаватель) заниматься исследовательской деятельностью?
- Кто или что влияет на выбор научной сферы деятельности?
- Какие навыки и качества необходимы для успешной работы в сфере науки?
- Как вы считаете, какие качества отличают учителя (преподавателя) / ученого – патриота своей родины? Что для Вас означает –быть патриотом своей страны?
- Как вы считаете, какую роль играет образование в патриотическом воспитании молодого поколения?
- Какова роль учреждений образования / научных организаций в формировании активной гражданской позиции молодежи?
- Учитель (преподаватель) / ученый – это профессия, должность или призвание?
- В чем состоит главная задача педагога / ученого? Какими чертами характера он должен обладать?
- Продолжите предложение «Учитель (преподаватель) / ученый – это…». / Современный учитель (преподаватель) / современный ученый. Как Вы можете их охарактеризовать?
- Ваши увлечения, чем любите заниматься в свободное время?
- Если бы перед Вами снова встал выбор, кем быть, поменяли ли бы Вы свою профессию на другую? Почему?
Ведущий: Татьяна Николаевна, что бы вы пожелали учащимся нашей школы?
3 этап «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»
Ведущий: А сейчас я хочу предоставить слово учащимся 11 класса, тем, кто в будущем хочет связать свою жизнь со школой. Вам слово, будущие педагоги.
(выступление педгруппы)
Свою будущую профессию мы не выбирали, это, скорее всего, воплощение детской мечты в реальность.
Многие в детстве хотят стать учителями, но не все ими становятся. Мы же идем к своей мечте целенаправленно.
Не легка учителя работа
День за днем проблемы и заботы.
Многим этого, возможно, не понять,
Но не нам, потому что именно нам предстоит работать учителями
и если не через 30 лет, то через 5 лет точно.
И прежде чем заглянуть в будущее,
Давайте окунемся в настоящее.
Про жизнь учителя хотим вам рассказать,
Про каждодневный труд его напомнить.
Ровно в семь подъем, зарядка,
Кофе, чай, наряд, укладка.
Утро доброе, семья,
Всем привет, умчалась я.
Мозг включился, мыслей цвет
Утром рано педсовет.
Выступали, обсуждали,
Спорили, голосовали.
Но прозвенел уже звонок.
Все побежали на урок.
А уроков ? Их не счесть!
Надо план свой перечесть..
Конференции. Программа.
Срочно всё, как телеграмма.
Двойки. Нервы. Корвалол.
Ученик, глядящий в пол.
Всё за день успеть, решить,
Подготовить, победить.
Конкурс. Праздник. Совещанье.
Для родителей собранье.
Баллы. Личность. Рост. Проблемы.
Упражненье. Метод. Темы.
И тетрадей куча, масса.
Социальный паспорт класса.
Завуч. План. Отчет. Инспектор.
Категория. Директор…
Весь день прошёл как будто час,
И вот пора покинуть класс.
Да, не забыть мне написать
И в чат родителям послать
Про ЗОЖ, каникулы и форму,
Да, разрываюсь я по полной.
По вечерам опять пробежка,
Посуды целая тележка.
Когда, скажите, отдыхать,
К урокам планы написать.
Но помогает физкультура,
Зарядка, фитнес и микстура.
Зал тренажёрный и прогулка
Всё для здоровья и фигурки.
А дома снова за уроки
Пора садится, дело к ночи.
д/з, конспекты, сочиненья,
синквейны, тесты, нет спасенья.
А завтра снова на урок
Нас позовет всё тот звонок.
И будут встречи и беседы,
Отчеты, планы и соцсети.
Да… Тяжела учителя работа,
И порой приходится сперва
Потрудиться до седьмого пота,
Чтоб достичь вершины мастерства.
1.Вот так примерно проходит рабочий день учителя. Из таких дней и складывается школьная жизнь. А может быть, и учительская судьба…
2. В жизни учителя невозможно найти двух одинаковых дней. Каждый день приносит новые впечатления, новые радости, новые открытия, насыщая учительскую жизнь событиями.
3. «Труд учителя ни с чем не сравним… Ткач уже через час видит плоды своих забот, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла … пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуются колосьями и горстью зерна, выращенного им в поле…Учителю же надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения…» – писал великий педагог В.А. Сухомлинский.
4.Учитель (преподаватель) / ученый работает на будущее, создает это будущее, от качества его труда зависит каким оно будет – будущее страны, будущее всего человечества.
5.Поэтому эта профессия одна из самых почетных и ответственных.
6. И посвящают ей жизнь люди, видящие в ней свое призвание, любящие свое дело.
Ведущий: Итак, образование — это фундамент общества, пропуск для государства, для всей нации в завтрашний день, в будущее.
А образованная нация с богатой культурой — основа успешного государства.
Всем спасибо за работу!
раскрыть » / « свернуть