Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации». Принцип 9 Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 года)
Что понимают под домашним насилием?
Понятия «дом» и «насилие» кажутся несовместимыми. Дом дает защиту, безопасность, любовь и возможность открываться и развиваться способностям ребенка и взрослого. Однако в мире ежегодно погибают тысячи детей и взрослых не от преступника на улице, не от незнакомого случайного агрессора, а от близкого, родного человека. А психологическое насилие как вид воспитания наносит еще большее количество травм.
Домашнее насилие является проблемой, которая существует во многих странах мира. Распространенность случаев насилия над детьми, по результатам исследований разных авторов, составляет от 3% до 30% общего количества детского населения.
Домашнее насилие–это повторяющиеся циклы физического, сексуального, психологического, эмоционального и экономического оскорбления по отношению к своим близким с целью обретения над ними власти и контроля.
Одна из главных особенностей домашнего насилия состоит в том, что оно не является ни случайностью, ни досадным эпизодом, а имеет системный характер и проявляется в повторяющихся циклах разных видов насилия. Домашнее насилие не является конфликтом, который можно разрешить при помощи переговоров, компромиссов и взаимных уступок. В ситуации насилия в семье поводом для агрессии является не проблема, а интересы только одной стороны - обидчика, целью которого является желание контролировать и управлять поведением и чувствами другого.
Второе отличие домашнего насилия от других агрессивных актов заключается в том, что оно происходит в отношении к близким людям: супругам, родителям, детям, другим родственникам, т.е. тех людей, кто рассчитывает на безопасность и любовь.
Третья важная особенность домашнего насилия - чаще всего его жертвами становятся женщины. Свидетели насилия, дети также подвержены травматизации и переживают те же психологические последствия, что и жертва. Это важно знать матерям, сохраняющим отношения с агрессором «ради детей», или по другим причинам.
Выделяют четыре вида жестокого обращения с детьми
1. Физическое насилие
2 Пренебрежение
3. Психологическое насилие
4. Сексуальное насилие
Физическое насилие
Физическое насилие — это вид отношения к ребенку, когда ему умышленно причиняют боль, телесные повреждения или не предотвращают возможности их причинения.
В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физических наказаний – от подзатыльников и шлепков до порки ремнем, избиения, истязания, сотрясения, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и др. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом). Физическое насилие может проявляться в виде действий, которые причиняют вред здоровью или представляют угрозу жизни ребенка: родители выгоняют ребенка в мороз на улицу без теплой одежды; запирают на длительное время, лишая еды и питья, и т.д. Кроме того, сюда же можно отнести такие действия, как грубое нарушение необходимого режима: например, ребенка часто будят ночью, заставляя выполнять какие-либо приказы, шумят, мешая спать или учить уроки и др.
Признаки того, что ребенок стал жертвой физического насилия: необъяснимо возникшие кровоподтеки; шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами; следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от веревочной петли); след от укуса на коже; наличие на голове участков кожи без волос; следы от ожогов (от кончика сигареты, ожоги по форме «варежки» или «носка», от утюга); необъяснимые переломы костей, вывихи, раны; повреждения внутренних органов (разрыв печени, ушибы почек, мочевого пузыря).
Особенности поведения ребенка – жертвы физического насилия: испытывает страх при приближении к нему родителя; он пассивен или повышено агрессивен; у него появились необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный, теперь он постоянно грустен, задумчив, замкнут); он чувствует страх перед возвращением домой; учащаются случаи причинения себе вреда — саморазрушающего поведения (употребление алкоголя, наркотиков, курение); побеги из дома; отчаянные просьбы и мольба ребенка не сообщать родителям о его неудачах (двойки, прогулы, плохое поведение) в школе.
Физическое насилие — явление распространенное в нашем обществе. Основные причины, провоцирующие взрослых применять меры физического воздействия, следующие: плохое поведение, школьная неуспеваемость, невыполнение домашних обязанностей и т.п. Часто взрослые, использующие физическое насилие над ребенком, убеждены в пользе физических наказаний; у них отсутствует эмоциональный контакт с ребенком, они плохо осознают реальные возможности ребенка, демонстрируют нереалистичные ожидания от него; в отношениях с ребенком почти не используют похвалу, не проявляют положительные эмоции.
Испытавший физическое насилие ребенок, наблюдая за поведением агрессивного родителя, вырабатывает свою агрессивную модель поведения. Но выражение гнева по отношению к насильнику бывает слишком опасно или не приносит результата, поэтому гнев ребенка обращается самого себя, вызывая депрессию, ненависть к себе, саморазрушающее поведение. Жертвы физического насилия ощущают себя непопулярными, несчастными, непослушными, а любое наказание считают справедливым.
Основными последствиями физического насилия для детей являются неумение контролировать свою импульсивность, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям. Непосредственно после травмы возникают острые состояния страха, отсроченными последствиями могут стать садистские наклонности.
Пренебрежение или заброшенность ребенка
Пренебрежение негативно влияет на эмоциональное и психическое развитие ребенка. Родительская забота, тепло и эмоциональная близость создают в ребенке чувство привязанности, которое является основой развития личности ребенка, вселяя уверенность в том, что он желанен, достоин любви и может рассчитывать на своих родителей как на заботливых и учитывающих его потребности людей. Ребенок, привязанный к родителям, использует их как источник безопасности, уверенности в условиях напряженности и стресса. Этот первый опыт привязанности к родителям является моделью последующих отношений с другими людьми.
Физическое пренебрежение:
- ребенка оставляют без соответствующего его возрасту необходимого питания, или пищу готовят неприемлемым для него способом (например, шестимесячному ребенку дают кусками пищу, которую он не в состоянии жевать и глотать);
- ребенку не меняют пеленки, памперсы;
- на плач ребенка не реагируют соответствующим способом (забывают время кормления, не берут на руки, не утешают и не пытаются понять причину плача);
- ребенка одевают не по погоде.
Эмоциональное пренебрежение:
- равнодушное отношение к потребностям ребенка и отказ в их удовлетворении («отстань, займись сам чем-нибудь»);
- отсутствие одобрения успехов ребенка;
- игнорирование ребенка, т. е. невнимание к нему, неуважение его как личности;
- нежелание эмоциональной близости с ребенком.
Обычно родители утешают и поддерживают ребенка, когда он несчастен или испытывает боль, и позднее ребенок сам учится регулировать свою эмоциональную жизнь. Родители, которые пренебрегают ребенком, эмоционально отвергают его, оставляя наедине с непосильными для него отрицательными чувствами, лишают его эмоциональной защиты и чувства безопасности.
Нарушения эмоциональной жизни заброшенного или подвергшегося насилию ребенка, проявляются прежде всего в виде эмоциональной неуравновешенности, эмоционального равнодушия, перевеса отрицательных чувств над положительными.
Пренебрежение здоровьем ребенка:
- отсутствует регулярная проверка здоровья;
- родители отказываются от необходимых для ребенка медицинских процедур (вакцинация, лабораторное и диагностическое обследование и пр.);
- ребенку не покупают необходимые лекарства;
- ребенку дают заведомо неправильные либо некачественные лекарства или в неправильной дозировке;
- в случае серьезной травмы или заболевания не обращаются к врачу;
Пренебрежение образованием ребенка:
- ребенок часто пропускает занятия;
- родители утром не будят ребенка в нужное время и он часто опаздывает в школу;
- родители вместо занятий оставляют ребенка дома для присмотра за младшими детьми или выполнения какой-либо работы;
- родители не заботятся о возможностях развития способностей ребенка;
- родители не интересуются школьными проблемами и успеваемостью ребенка.
Частое отсутствие в школе становится причиной трудностей в учебе и недоразумений с учителями. Это, в свою очередь, нарастает как снежный ком и формирует страх перед школой и всем, что с ней связано.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ
Психологическое насилие — это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей.
К психологическому насилию относят, например, частые конфликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку. Из-за душевного насилия тормозится интеллектуальное развитие ребенка, ставится под угрозу адекватное развитие познавательных процессов и адаптационные способности. Он становится легко ранимым, снижается способность к самоуважению. Ребенок развивается социально беспомощным, легко попадает в конфликтные ситуации и с большой долей вероятности будет отвергаться ровесниками.
Эмоциональное насилие как составляющая психологического насилия — это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.
В процессе развития ребенку приходится неоднократно испытывать напряжение из-за неадекватных эмоциональных реакций взрослого или другого ребенка: страх, унижение, волнение, подавленность и т. д. Продолжительное эмоциональное напряжение тормозит нормальное, соответствующее возрасту, самовыражение,
Нормальные реакции родителей на успех ребенка — похвала, чувства гордости и радости. Однако, иногда родители выражают равнодушие и даже раздражение. В дальнейшем, ребенок, которому неоднократно приходится сталкиваться с неадекватными реакциями родителей в ответ на его достижения, быстро теряет мотивацию и чувство гордости за свои успехи, он даже делает вывод, что проявлять радость - это неправильно.
Постоянные переживания отрицательных эмоций из-за конфликтов, ссор, агрессии и насилия в семье, а также невозможность признаться кому-либо в своих бедах (поскольку это является секретом семьи) и хоть немного облегчить свою душу приводят к тому, что чувства ребенка как бы замораживаются. Возникает своего рода эмоциональная тупость, которая заглушает боль. Без этого просто не выжить. «Замораживанию» чувств способствует и то, что в таких семьях вообще не принято выражать свои эмоции. С самого раннего детства ребенок слышит: «Не реви!», «Не злись», « «Отстань, не мешай мне», «Не путайся под ногами!» и т. д.
К эмоциональному насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку:
- изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения;
- угрюмость, отказ от обсуждения его проблем;
- оскорбление ребенка, брань, издевки;
- поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы;
- предъявление завышенных требований, чрезвычайная критичность;
- запугивание наказанием
Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе ряда физических и поведенческих проявлений ребенка, например, если он:
- эмоционально невосприимчив, равнодушен;
- грустен, имеет сниженное настроение;
- сосет пальцы, монотонно раскачивается ;
- замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;
- приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
- испытывает ночные приступы страха, плохо спит;
- не выказывает интереса к играм, развлечениям
Психологическое насилие наносит ребенку не менее глубокую травму, чем физическое, и влияет на всю жизнь в будущем. «Не трогай, опять сломаешь», «дурак, неумеха, бестолочь», «откуда руки растут», «в кого такой уродился» - что только не услышишь, когда родители ругают ребенка за какую-либо провинность или оплошность. Воспитание ребенка в условиях, когда родители систематически унижают и оскорбляют его, выражают неверие в его силы и способности, сравнивают с ненавистным родственником, обвиняют во всех неудачах, приводит к деформации личности, ребенок растет со знанием того, что он плохой и несостоятельный во всем. В дальнейшем он воспроизводит уже усвоенные им модели поведения в собственной жизни, в том числе, и в общении со своими детьми.
Методы, которыми взрослые добиваются послушания, разнообразны: психологические ловушки, обман, увертки, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение, вплоть до истязания, обесценивание взрослыми всего того, что делает ребенок в семье («У тебя руки не из того места растут — лучше ничего не трогай!», «Все равно ничего хорошего не получится!»). Причины такого воспитания не в том, что родители целенаправленно хотят воспитать злодеев - они совершенно искренне убеждены, что делают все для блага ребенка!
Автор утверждает, что в основе психологического насилия родителей по отношению к детям лежат их собственные психологические проблемы, которые они пытаются решить за счет детей ."Здоровый человек не издевается над другими. Мучителем становится перенесший муки" (Карл Густав Юнг).
Среди родительских мотивов жестокого обращения с детьми могут быть:
- потребность найти выход для подавленных чувств (гнев, агрессия, неудовлетворенность работой или браком и т.д.);
- потребность иметь объект для манипулирования в полном распоряжении (ребенок в силу своей беззащитности и зависимости от родителей – идеальный объект);
- стремление утвердить правильность собственного воспитания посредством приложения методов, применявшихся их родителями, к своим детям;
- страх дать детям свободу;
- страх проявления в детях того, что было подавлено в себе;
- реванш за боль и унижения, испытанные в детстве (и не только в детстве).
Родители могут не осознавать своих психологических проблем, не бороться с ними и продолжать изо дня в день из лучших побуждений «отравлять» детство собственных детей. Но ведь вред, нанесенный по незнанию или неосторожности, не перестает быть вредом. Такие родители больше всего ценят послушание и воспитывают детей в духе безусловного подчинения. Психолог Алиса Миллер в 1080 году в книге «Для твоего собственного блага» назвала такие принципы воспитания "отравляющей педагогикой" и описала основные установки, которыми руководствуются родители –тираны.
Любовь детей к родителям – это их обязанность.
Родители заслуживают уважения просто потому, что они родители.
Дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети.
Высокая самооценка – это плохо.
Низкая самооценка – это хорошо, так как делает людей бескорыстными и способными к самопожертвованию.
Нежность и любовь к детям вредны.
Суровость, холодность, грубость по отношению к детям – хорошая подготовка к жизни.
Удовлетворять детские желания – значит баловать детей.
Притворная благодарность детей лучше, чем честная неблагодарность.
То, как ребенок себя ведет, важнее, чем то, что он на самом деле думает и кем на самом деле является.
Родители не могут говорить глупости или быть виноватыми.
Родители всегда правы.
Если добросовестно следовать правилам «отравляющей педагогики», в результате вы получаете ребенка с «убитой» душой, который, вырастая, сам становится «душегубом».
Если воспитание сводится только к соблюдению набора последовательных строгих правил, и ребенок не получает душевного тепла, то впоследствии ему будет трудно выражать свои добрые чувства; его всегда будут преследовать депрессивность, подавленность, мучительное, терзающее чувство вины и психосоматические заболевания. Родители с помощью «отравляющей педагогики» могут вырастить лишь жестоких, бессердечных людей или пугливых неудачников.
Главное желание родителей в наши дни — это успешная социализация ребенка. Поэтому ребенок считается "хорошим", когда ведет себя социально одобряемо: слушается старших, вежливо здоровается и т. д. Он по-прежнему "должен" родителям, но уже не прислуживать в доме или терпеть побои (как в прошлые века), а быть социально успешным: хорошо учиться, быть лучшим — таким, чтобы родители могли им гордиться. Социальные успехи ребенка становятся престижем родителей. И нередко он оказывается виновным, если "не оправдал доверия": "Лучше бы я пошла работать, чем с тобой сидела!", "Я столько в тебя вложил(а)!" — то и дело слышит ребенок от родителей. Физический контроль сменяется психологическим: телесным наказаниям предпочитают манипуляции и эмоциональный шантаж ("Веди себя хорошо, и тогда я...", "Мальчики никогда не плачут"). Миллион условностей, а про безусловную любовь опять забывают!
С чего же начать? С себя, с честного отношения к своей судьбе и вопросов к самому себе.
Пять вопросов о безусловной любви и завышенных ожиданиях
1. Что я буду чувствовать, если узнаю, что мой ребенок не совсем такой или совсем не такой, как я бы хотел(а)?
2. Могу ли я принять своего ребенка таким, какой он есть на самом деле, а не в моих мечтах или планах?
3. Могу ли я получать радость от общения с ребенком, отдавая ему свою любовь и не требуя ничего взамен?
4. Даю ли я право своему ребенку выражать чувства и переживания? Уважаю ли я его чувства?
5. Не пытаюсь ли я реализовать собственные амбиции или выразить собственные страхи или агрессию за счет своего ребенка?
Это не тест, и на эти вопросы нет правильных или неправильных ответов. Это вопросы для размышления о том, какую роль на самом деле мы играем в жизни своих детей, и какую они - в нашей.
В отношениях с детьми необходимо выработать для себя следующие правила:
Мой ребенок достоин уважения с моей стороны.
Он имеет собственные права, и я отношусь к ним с пониманием.
Я принимаю чувства своего ребенка и проявляю к ним терпимость.
Я наблюдаю за поведением своего ребенка и познаю его самобытность, эмоциональность, я нахожу в нем отражение своего характера.
В течение дня я обнимаю своего ребенка не менее 4 раз.
Однако все это не означает, что дети должны воспитываться без всяких ограничений. Ненасильственная коммуникация основывается на уважении со стороны взрослых, терпимости к детским чувствам, естественности педагогических воздействий – и разумной требовательности, формировании чувства долга и ответственности у детей.
СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ
Сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам.
Сексуальное насилие над детьми это любой сексуальный опыт между ребенком до 18 лет и человеком, по крайней мере, на 5 лет старше его.
В сексуально порочном обращении с ребенком по умыслу выделяют сексуальное злоупотребление (использование в порнографии и т.п.) и собственно сексуальное насилие.
На практике непросто отличить начинающееся сексуальное насилие от позитивного телесного контакта, который бывает совершенно необходим в общении с маленькими детьми. Различия между двумя ситуациями определяются намерениями взрослого человека (ситуация могла бы быть нормальной, если бы не было «задней» мысли, и ребенок должен это чувствовать), а также возможностью для ребенка свободно сказать «нет».
Существует множество трюков, способов, заманиваний и стратегий, которые использует преступник, чтобы совершить акт насилия по отношению к детям. Сначала взрослый пытается создать условия, чтобы остаться наедине с ребенком, вначале это может быть случайно, затем насильник стремится повторить ситуацию. Главная цель насильника на этом этапе – расположить к себе ребенка и убедить его в том, что ничего необычного в их отношениях нет. Он обычно говорит ребенку: «Это будет игра», «Обычно взрослые делают это со своими детьми», «Я буду тебя учить сексу». Постепенно насильник подводит к тому, чтобы ребенок воспринимал это как нечто естественное. Процесс развивается по нарастающей: от невинных прикосновений – к ласкам интимного характера, затем интимные ласки переходят в половой акт.
Обычно жертвами сексуального порочного отношения являются дети моложе 12 лет, но наиболее часто ими становятся в возрасте 3-7 лет. В этом возрасте ребенок еще не понимает происходящего, его легче запугать, склонить к тому, чтобы он никому не говорил том, что произошло. Также совершивший насилие взрослый надеется, что в этом возрасте ребенок еще не сможет словами описать произошедшее. Поскольку фантазии ребенка зачастую смешаны с реальностью, то, вероятно, его рассказу не поверят, даже если он что-то об этом и расскажет.
В 75% случаев насильники знакомы детям. В 45% случаев насильником является родственник. Среди родственников наиболее часто насилие совершается отцом, отчимом, опекуном, реже — братом или дядей (Черепанова Е. М., 1996).
Установить факт сексуального насилия значительно труднее, чем физического, поскольку раскрытию семейной тайны препятствуют чувство вины, стыда и страха, испытываемые ребенком. Ребенку кажется, что, рассказав об этом, он предаст отца или мать. Кроме того, слишком велика душевная боль, и дети боятся своего подавленного гнева, связанного с переработкой стресса. Они опасаются, что если начнут рассказывать, то гнев усилится и они потеряют контроль над собой и своими чувствами. К тому же, их всегда преследует страх, что тот, кому они расскажут, отвергнет их, почувствовав отвращение.
Существуют некоторые искаженные представления о насильнике:
во-первых, считается, что насильником может быть только мужчина. Однако по статистике, 2% тех, кто насилует детей, — женщины.
во-вторых, считается, что насильники принадлежат к людям старшего возраста. Однако обычно это люди моложе 40 лет, 50% из них становятся насильниками в 30 лет.
в-третьих, существует мнение, что сексуальное насилие над ребенком способен совершить только психически больной человек, однако лишь 5% из них страдает психическими расстройствами или нарушениями поведения и влечений
Признаки сексуального насилия
Признаками перенесенного сексуального насилия являются различные изменения в поведении ребенка.
В первую очередь, детей отличает сексуализированное поведение:
- чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;
- поразительные для своего возраста знания о сексуальной жизни;
- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;
- сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);
- необычная сексуальная активность: сексуальное использование младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.
Изменяется эмоциональное состояние и общение ребенка. Появляются ранее нехарактерные черты:
- замкнутость, изоляция, уход в себя;
- депрессивность, грустное настроение;
- отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;
- частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);
- истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;
- трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
- отчуждение от братьев и сестер;
- терроризирование младших и детей своего возраста;
- жестокость по отношению к игрушкам у младших детей;
- противоречивые чувства к взрослым.
Изменяется личность ребенка, его социальное поведение:
- неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой,
- резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);
- прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения;
- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
Изменяется самосознание ребенка:
падает самооценка, появляются мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.
Проявляются невротические и психосоматические симптомы: боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком; боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием); головная боль, боли в области живота и сердца.
Что собой представляют родители, применяющие физическое и сексуальное насилие к своим детям?
Исследования установили, что эти родители в детстве сами были жертвами насилия, заброшены родителями. Ранний опыт пренебрежения и отверженности создает в ребенке отрицательную модель родителя. Ребенок, с которым плохо обращались, отождествляет себя со своим родителем-насильником и учится тому, что нанесение удара ребенку — это нормальная и повседневная практика воспитания.
Часть родителей, применивших сексуальное насилие к своим детям, сами пережили в детстве сексуальное злоупотребление, и таким образом усвоили модель поведения, согласно которой допускается использование детей в качестве сексуального партнера.
Родители, склонные к насилию, чаще других находятся в условиях хронического дистресса (супружеские конфликты, материальные проблемы, отсутствие помощи в воспитании детей, отсутствие работы или нестабильные заработки). Будучи ожесточенными и разочарованными в своих стремлениях материально обеспечить семью, родители выплескивают на детей свое напряжение, гнев и разочарование. Вынужденные в рабочие дни оставаться наедине с детьми, они чаще срываются, наказывая их даже за маленькие шалости и непослушание. При этом отец/отчим, находясь с детьми в дневное время, получает все условия для сексуального злоупотребления детьми.
Употребление алкоголя или наркотиков родителем предшествует физическому или сексуальному насилию над детьми. В результате опьянения процессы торможения ослабевают, резко ухудшается внимание и способность мыслить, снижается самоконтроль и критика к себе и своим действиям, что приводит к неадекватной оценке происходящего. Так, малейшее невыполнение ребенком распоряжения или запрета может вызвать сильный аффект ярости, и ребенка начинают учить кулаками.
Родители, склонные к насилию, страдают расстройствами личности и нарушениями поведения. Родитель-социопат может в гневе все ломать, крушить, причинять телесные повреждения чужим и своим, и даже самому себе - он не в состоянии контролировать свои действия, импульсивен и склонен к насилию. У него снижен инстинкт самосохранения, и он также безразличен к жизни и страданиям своих родных. У родителей, применяющих физическое и сексуальное насилие, нарушено адекватное восприятие своего ребенка. В семьях с жестоким обращением с детьми зачастую происходит перевертывание ролей, когда родители ждут от детей удовлетворения своих желаний и выполнения родительских обязанностей — стирки белья, приготовления пищи, уборки, ухода за другими детьми и т. д. Если ребенок в роли родителя не выполняет «свои обязанности», то его наказывают, зачастую бьют. В семье, где был инцест, также происходит путаница ролей: отец общается с дочерью как с супругой или любовницей. Ребенку приходится нести ответственность за счастье своего отца, а также за сохранение семьи.
Супруга родителя-насильника зачастую страдает депрессией и не способна защитить своих детей.
Последствия физического и сексуального насилия
Физическое и сексуальное насилие оставляет у ребенка неизгладимый след: насилие, пережитое в детстве, приводит и к отдаленным последствиям и оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь, поскольку подобный травматический опыт будет формировать специфические семейные отношения и «запускать» особые жизненные сценарии. Так, многие взрослые, проявляющие насильственные действия по отношению к чужим и собственным детям, сами имели «неотработанный» опыт насилия в детстве. Психологическая травма, которую получают дети-свидетели, по силе равна той, которую имеют дети-жертвы жестокого обращения. Травматический опыт приводит к затруднениям в их развитии и снижает их самооценку.
Если физическое насилие может и не касаться ребенка, то психологические травмы присутствуют у всех детей, выросших в атмосфере агрессии. Насилие в семье является серьезным барьером на пути нормального психического развития подростка. Физическое и сексуальное насилие переживаются сначала как острая травма, но по мере того, как оно повторяется, жертва переживает страх и чувство беспомощности в предотвращении ее.
В разные возрастные периоды жизни реакция на подобную травму проявляется по-разному:
- детям до 3 лет свойственны страхи, спутанность чувств, нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми, сексуальные игры;
- у дошкольников на первый план выступают эмоциональные нарушения: тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыда, отвращения, беспомощности, испорченности; нарушения поведения: регресс, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация;
- у детей младшего школьного возраста — амбивалентные чувства по отношению к взрослым, страх, чувство стыда, отвращения, испорченности, недоверие к миру; в поведении отмечаются: отстраненность, агрессия, молчаливость либо неожиданная разговорчивость, нарушения сна, аппетита, ощущение «грязного тела», сексуальные действия с другими детьми;
- для детей 9-13 лет характерно то же, что и для детей младшего школьного возраста, а также депрессия, чувство потери ощущений; в поведении: изоляция, манипулирование другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения, противоречивое поведение;
- для подростков 13-18 лет — отвращение, стыд, вина, недоверие, амбивалентные чувства по отношению к взрослым, сексуальные нарушения, несформированность социальных ролей и своей роли в семье, чувство собственной ненужности; в поведении: попытки суицида, уходы из дома, агрессия, избегание телесной и эмоциональной интимности, непоследовательность и противоречивость поведения.
Жертвам физического и сексуального насилия свойственны подозрительность и недоверие к людям, поскольку они пережили предательство со стороны родителей, физическое или сексуальное нападение, издевательства. Став взрослыми, такие дети стараются избегать любой близости с другими людьми, в том числе и психологической, считая эти отношения потенциально опасными.
Всех жертв физического и сексуального насилия отличает низкая самооценка, в основе которой лежит переживание стыда и вины. Именно они сопровождают инцест. Иногда родитель жертвы обвиняет ребенка в провоцировании или соучастии в сексуальных действиях. Это же характерно и для физического насилия, когда родитель ответственность за то, что сорвался перекладывает на ребенка—«сам заработал».Жертвы физического и сексуального насилия часто страдают депрессией и отличаются аутоагрессивным поведением. Ребенок- жертва как бы «соглашается» с подсознательным желанием родителей — «было бы лучше, если бы этого ребенка не было вообще».Чем тяжелее травма, например при сексуальном насилии, тем выше риск суицида и более глубоко выражена депрессия.
Плохой самоконтроль и нарушения поведения свойственны как жертвам физического, так и сексуального насилия. Для жертв физического насилия характерны бесконтрольность, агрессивность, разрушительное поведение как в школе, так и дома. С помощью агрессии они защищают себя от волнения, тревог и чувства беспомощности. У таких детей обычно мало друзей, потому что их ровесников часто пугает их взрывное, импульсивное поведение.
Специфика сексуального насилия, в отличие от физического, связана с ранним сексуальным опытом и приводит к нарушению сексуального развития, половой идентификации и сексуальных установок. Специфические последствия сексуального насилия бывают различными. Подвергая ребенка сексуальному насилию, родитель грубо нарушает границы личности ребенка. Со временем такая модель отношений между людьми становится для ребенка примером. Затем он начинает совать нос в чужую жизнь: задавая взрослым слишком интимные вопросы, желая все знать об их личной жизни и разговорах, тогда как при этом сам жалуется на вмешательство в его жизнь.
К одному из важных признаков сексуального насилия относится гиперсексуальное поведение ребенка. У детей-жертв дошкольного возраста отмечается высокий уровень эротизации: они сексуально возбуждаются в результате самой повседневной физической и психологической близости, поскольку не могут отличать психологически близких, любящих и дружеских отношений от сексуальных. Пережившие сексуальное насилие дети любого возраста ведут себя «соблазняющим» образом как со сверстниками, так и со взрослыми. Маленькие жертвы могут воспроизводить сексуальные действия в играх со сверстниками. Часто у детей возникает навязчивое желание, и они пытаются сами себя сексуально удовлетворить, независимо от времени, места или присутствия кого-либо, то есть мастурбируют.В подростковом возрасте для них характерны случайные половые связи, часть девочек впоследствии занимается проституцией. Согласно данным опроса Silbert & Pines (1981), 60% проституток в детстве были жертвами сексуального насилия.
Кроме появления гиперсексуальности или, наоборот, панического избегания сексуальных стимулов, у жертв сексуального насилия происходит нарушение половой идентификации. Деформация половой роли в результате сексуального насилия встречается как у девочек, так и у мальчиков. Девочки начинают отождествлять свое поведение с мужским поведением, когда они выбирают себе роли или героев, обладающих мужскими качествами. Половая идентификация мальчиков, подвергшихся сексуальному насилию, очень хрупкая, иногда сопровождается «чрезвычайно мужественным» компенсаторным поведением и боязнью людей, а иногда их поведение отличается фемининностью. У детей-жертв сексуального насилия вне зависимости от пола встречаются нарушения сексуальной ориентации, среди которых наиболее выделяются гомосексуальные отношения
Для некоторых жертв сексуального насилия характерно сексуально-агрессивное поведение по отношению к сверстникам или сестрам-братьям, напоминающее поведение взрослого насильника..
Как говорить с ребенком о сексуальном насилии: беседа по душам
Долг родителей – защищать и оберегать детей, научить их не попадать в опасные ситуации и как себя вести, если это все же произошло.
Жестокая статистика
Сексуальные домогательства и насилие над детьми распространены гораздо больше, чем можно подумать. Ежегодно в мире фиксируется 80 тысяч случаев сексуального насилия над детьми, но число незарегистрированных эпизодов намного больше, потому что дети боятся рассказать о случившемся. Родители, считающие, что уж их-то ребенку сексуальное насилие не угрожает, пребывают в опасном заблуждении. По данным Национального центра помощи жертвам насилия, около 33% женщин ( каждая третья) до достижения совершеннолетия, как минимум, один раз подвергались сексуальному насилию. Статистика среди мужчин шокирует не менее – жертвами сексуального насилия являются более 16% (примерно, каждый шестой). Чаще всего изнасилованиям подвергаются подростки, однако не менее четверти случаев приходится на долю детей младше 7 лет. Эти тревожные цифры говорят о том, что родители должны принимать активное участие в жизни ребенка и научить его, как избежать потенциально опасных ситуаций, и как действовать, если им угрожает сексуальное насилие. Ни один ребенок психологически не подготовлен к повторяющимся случаям насилия.
Рекомендации родителям
Дети от пяти лет и старше, которые знают обидчика и связаны с ним личными отношениями, поставлены перед выбором: любви и верности этому человеку и осознанием того, что такие отношения недопустимы. Если ребенок пытается прервать эти отношения, обидчик может угрожать насилием или отсутствием любви. Когда насилие случается в семье, ребенок может бояться гнева, ревности или стыда со стороны других членов семьи, думая, что семья разрушится, если все узнают об этом.
Впервые заговорив о сексе, родители часто сразу же предупреждают детей об опасности сексуального насилия, но делают это в таких сильных выражениях, что за ними невозможно не увидеть того страха, который испытывают папы и мамы. Поэтому дети часто пытаются скрыть сексуальные домогательства или насилие от родителей, и чувствуют себя при этом виноватыми, так как боятся расстроить маму или отца. Детские психологи рекомендуют изначально устанавливать с ребенком отношения, построенные на доверии во всем, что касается секса. Тогда он отнесется к родительским предупреждениям относительно сексуального насилия над детьми с большим пониманием, а не ощущением вины или страха.
Родители должны постараться дать ребенку понять, что его тело принадлежат только ему и никому больше. Объясните ребенку, что он не обязан кого-то обнимать или целовать, если не хочет этого. Такой подход эффективнее, чем устрашающие угрозы и предупреждения. Дайте ребенку понять, что никогда ни один взрослый человек не должен касаться его гениталий и всего, что находится между ног, просить его раздеться для того, чтобы что-то там посмотреть (если речь не идет об осмотре врачом в его кабинете в присутствии родителей или с их разрешения). Некоторые родители говорят детям, что прикосновения других людей к их телу могут быть «хорошими» и «плохими». Но ребенку иногда трудно понять, чем «хорошие» прикосновения отличаются от «плохих». Педофил может все представить таким образом, что понятия о «хорошем» и «плохом» будут ему только на руку.
Если же кто-то когда-нибудь при любых обстоятельствах дотрагивается до любого места на его теле, снимает его фото- или видеокамерой и просит его никому об этом не рассказывать, то он должен обязательно рассказать об этом. Вы должны предупредить ребенка о том, что если какой-то незнакомец обратится к нему с просьбой пойти с ним (помочь найти адрес, пропавшее домашнее животное или помочь добраться домой), ребенок должен немедленно идти домой и рассказать об этом взрослым.
С подростками любого пола важно поговорить о том, как другие люди могут воспринять их поведение, танцы, какие сигналы противоположному полу посылает их одежда, фотоальбом в социальных сетях и т.п.
Один из самых надежных способов, который поможет вам научить ребенка противостоять сексуальному насилию, заключается в том, чтобыпроводить с ним какможно больше времени. Дети, страдающие от нехватки родительского внимания, с большей вероятностью проявят интерес к тому вниманию, которое может уделить им насильник. Преступники такого рода очень хорошо понимают детей и с легкостью овладевают вниманием тех из них, кому такого внимания недостает дома. Такие люди быстро входят к ним в доверие, они умеют сопереживать им и понимать их, становясь для них образцом взрослого человека, к которому они тянутся. К сожалению, даже самые сознательные и внимательные родители не могут полностью защитить своего ребенка от сексуального насилия – слишком много факторов, которые невозможно проконтролировать. Тем не менее, родители способны дать детям поддержку, которая поможет им не поддаться на уловки преступника. Откровенные разговоры и любовь могут избавить вас и вашего ребенка от боли и страданий.
Что предпринять, если Ваш ребенок оказался в ситуации домогательств, физических наказаний, унижения, запугивания, изоляции, постоянного высмеивания, критики со стороны другого родителя, учителей и сверстников.
Самый первый и важный шаг - установление доверительных отношений с ребенком. Многие дети не могут рассказать о случившемся взрослым, так как боятся, что они им не поверят. Причина этих страхов кроется в том, что насильник, как правило, авторитетнее и сильнее, чем жертва. Поэтому родитель всем поведение должен дать понять ребенку «Я тебе верю, ты говоришь правду»
Постараться, чтобы ребенок почувствовал себя комфортно и безопасно. Убедить ребенка, что он не виноват в том, что произошло. Преодоление чувства вины является самым важным моментом в улучшении состояния ребенка. Вина носит всепоглощающий характер, провоцирует различные искажения в представлениях о себе и своих поступках.
Поддержать и одобрить его поведение: "Хорошо, что ты не испугался рассказал, вместе мы быстрее справимся, разберемся» Позитивная, эмоциональная поддержка, подкрепление желания найти выход из ситуации насилия являются важными очень моментами. Ребенку необходима помощь в преодолении страхов, возникающих после раскрытия фактов насилия.
Найти резервы поддержки и помощи, поговорить и уверить ребенка, что если нужно, многие другие люди смогут вам помочь, которым можно довериться (родственники, знакомые, учителя, соседи, службы социальной защиты, милиция, органы опеки и попечительства и пр.).
Создать условия для пресечения насилия “Что мы можем сделать, чтобы подобного не повторилось?”. Здесь нужно обсудить поведение ребенка и исключить моменты, провоцирующие насилие. Затем найти вместе с ребенком новые пути выхода из сложившейся ситуации.
Вселить уверенность в завтрашнем дне - "Я знаю, что мы справимся с проблемой. Мы сильные!"
Обязательно обратиться за психологической помощью.