Памятка для родителей
«Правила безопасного поведения учащихся в период каникул»
Детей подстерегает повышенная опасность на дорогах, у водоемов, на игровых площадках. Этому способствует погода и любопытство детей, наличие свободного времени, а главное - отсутствие должного контроля со стороны взрослых. В период каникул учащиеся должны помнить о своей безопасности и своём здоровье.
Уважаемые родители!
1.Формируйте у детей навыки обеспечения личной безопасности.
2.Проводите с детьми беседы, объясняя важные правила, соблюдение которых поможет сохранить жизнь.
3.Постоянно будьте в курсе, где и с кем ваш ребенок, контролируйте место пребывания детей, регулярно напоминайте о правилах поведения в общественных местах.
4. С 23.00 до 6.00 часов детям запрещено появляться на улице без сопровождения взрослых.
5. Детям запрещено находиться в кафе, в местах продажи спиртных напитков и табачных изделий.
6. Не разрешайте детям разговаривать с незнакомыми людьми, садиться в незнакомый транспорт; трогать незнакомые предметы (о подозрительных людях и предметах немедленно сообщать взрослым).
7. Запрещайте пребывание детей вблизи водоёмов.
8. Напоминайте детям о правилах дорожного движения для пешеходов.
9. Не разрешайте детям играть вблизи ж/д, высоковольтных линий, недостроенных и разрушенных зданий; употреблять лекарственные препараты без Вас; играть с колющими, режущими, взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами (петарды, фейерверки и т. д.).
10. Контролируйте временной режим и информацию при просмотре ребёнком телевизора и работе на компьютере.
11. Помните, что от природы дети беспечны и доверчивы. Внимание у детей бывает рассеянным. Поэтому, чем чаще вы напоминаете ребенку несложные правила поведения, тем больше вероятность, что он их запомнит, и будет применять.
Необходимо напоминать правила безопасности жизнедеятельности своему ребёнку ежедневно.
Родители несут ответственность за жизнь и здоровье своих детей.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
- храните спички, зажигалки в недоступных для детей местах
- не разрешайте детям самостоятельно пользоваться газовыми и электрическими приборами, топить печи
- объясните ребенку, что в случае возникновения пожара необходимо выбегать на улицу и ни в коем случае не прятаться
- не запугивая ребенка, расскажите правила безопасности и «проиграйте» различные ситуации
- выучите с ребенком ваш домашний адрес и номер телефона, чтобы при необходимости он мог сам обратиться за помощью в службу спасения
- возле телефона на листе бумаги напишите номера экстренных служб, и объясните ребенку при каких обстоятельствах ими можно воспользоваться (101, 112 – дежурная служба МЧС, 102 – милиция, 103 – скорая медицинская помощь)
- и самое главное, ни при каких обстоятельствах не оставляйте детей без присмотра
Опасные места для игр
Мы живем в удивительном мире. Ежедневно вокруг нас происходит много нового, каждый день – открытие, радость, новые впечатления, веселые игры с друзьями! Но нередко в жизни случаются ситуации, которые угрожают нашему здоровью и жизни. Про это не стоит забывать.
Давайте подумаем о том месте, где мы живём. И, как это ни странно, но на любой, даже очень хорошо знакомой вам улице много опасных мест. Наверняка, любой может вспомнить и старый дом, заросший кустами и деревьями, и заброшенную стройку, которая находится недалеко от дома. В этих местах много опасностей.
Игра – любимое занятие любого ребенка. Игр на свете очень много! Есть подвижные, есть спокойные, а есть опасные игры! Заброшенный дом, чердак, стройка, – плохие места для игр, потому, что там на каждом шагу вас подстерегает опасность. Как правило, в таких местах может провалиться пол, обвалиться потолок, на полу или в стене может торчать гвоздь и тогда любое неосторожное движение приведет к травме! Заброшенные стройки опасны кроме всего прочего тем, что блоки, плиты сооружения могли не успеть закрепить строительными смесями, и они просто лежат до того момента, пока под тяжестью человека не упадут.
Падая в таких местах, мы не можем точно сказать, что находится внизу — хорошо, если не штыри и обломки арматуры. А карабкаясь на стену, хватаясь руками за что-то, можно опрокинуть на себя что-нибудь тяжелое. Входя в здание, в котором редко бывают люди, мало быть осторожным. Асбестовые смеси, которые могут быть использованы при строительстве старых сооружений, опасны для здоровья. Трубы и другие закрытые помещения могут не содержать кислорода, либо накапливать опасные газы, а застоявшийся спертый воздух может быть местом концентрации бактерий и возбудителей инфекций, особенно, если на стенах есть плесень или присутствуют следы жизни птиц и мелких животных. Пауки — любители “заброшек", некоторые из них ядовиты. Коричневый отшельник и другие пауки могут кусаться и вызвать серьезные раны.
Это помимо того, что еще может встретиться в подобных местах. Или даже — кто может встретиться. Так называемые “сквоттеры” — временные или постоянные жильцы заброшенных помещений. Помните, что селфи на заброшенном объекте или на верхушке стройки не дороже собственной жизни и здоровья.
Вот пример – случай произошедший с ребятами, проникшими на площадку для хранения стройматериалов в Минске.
Ребята стали играть в догонялки прямо на строительных плитах и железобетонных шпалах. Один из мальчиков сорвался и упал между тяжелыми большими шпалами. Самостоятельно выбраться он не смог – понадобилась помощь спасателей. Во время падения мальчик сильно ударился и поранился, а ноги оказались зажаты плитами. Работниками МЧС спасли ребенка, хоть это и было очень сложно. Потом мальчика передали медикам.
Давайте рассмотрим еще одну ситуацию: вы идете мимо заброшенного дома и слышите оттуда крик о помощи. Что вы сделаете в этой ситуации?
В этот момент главное не паниковать и не бежать на помощь самому, так как вы вряд ли сможете помочь. А вот позвать взрослого и вызвать в случае необходимости спасателей – это вам под силу.
Ребята, помните, что для интересной игры, совсем не обязательно выбирать опасные места. В мире очень много веселых, а главное безопасных игр. А лучшее место для игры – это дворовая территория, детские площадки, парки, спортивные городки, территория школы.
А Ваши дети в БЕЗОПАСНОСТИ?
Рано или поздно перед родителями встает вопрос: оставлять ли ребенка дома одного? Бабушки вспоминают, что в свое время детей оставляли дома на целый день — и ничего. Многие даже не сомневаются, что и годовалого малыша можно оставить одного дома…В нашей стране родители могут быть наказаны за оставление детей без присмотра в соответствии со ст.159 УК РБ.
Все дети, по своей натуре, любопытны и, каждый день открывают для себя что-то новое. Увидев, как кто-то из родителей поджигает спичку, они хотят попробовать сделать то же самое. Хорошо, если рядом в этот момент окажутся взрослые. А если дети предоставлены сами себе? Познавая новое, и даже не догадываясь о последствиях, они могут поджечь мебель, ковер или занавески на окнах. А дальше остается надеяться только на бдительность соседей и на спасателей...
Конечно, родители не могут постоянно находиться с детьми и контролировать каждое их движение, поэтому необходимо научить их элементарным правилам безопасности. Проще всего проанализировать, какие неприятности могут произойти. Дом – это не просто стены и крыша. Дом состоит из приборов, механизмов, каждый из которых может стать причиной несчастного случая. Нарисуйте вместе с ребенком схему квартиры, отмечая ярким цветом «опасные» зоны. Опишите каждую зону, объясните, почему именно в этой зоне нужно быть особенно внимательным. И если вы сможете научить ребенка правильно пользоваться электрическими приборами, то несчастный случай будет практически исключен. А к газовой плите детям не нужно даже подходить.
Для того чтобы беда не пришла в ваш дом, сформулируем основные правила, которые должен знать каждый родитель.
Следует объяснить вашему ребенку:
- простые физические законы (поджечь – загорится, не закрыть кран – зальет, сунуть металлический предмет в розетку – ударит током);
- правила поведения в экстремальных и экстренных ситуациях (при обнаружении дыма - открыть окно и позвонить пожарным; залить огонь водой или закрыть одеялом);
- как пользоваться мобильным и обычным телефоном, вызывая маму, папу, другого родственника или доверенного взрослого;
- что надо обращаться за помощью к соседям, в службу МЧС по телефону 101.
Для того, чтобы быть спокойным за свое чадо, желательно не оставлять его без присмотра. Ведь даже соблюдение всех необходимых правил безопасности не способно застраховать от несчастного случая.
Удивить безопасно
Молодежная мода на селфи любой ценой набирает популярность в Республике Беларусь. В Интернете все больше снимков с риском для жизни. Количество несчастных случаев в последнее время постоянно увеличивается. Люди ищут новые ракурсы, новые места, и это не обходит стороной и наших детей.
В каникулярный период увеличивается количество пострадавших учащихся – в эту пору многие из них предоставлены сами себе. И зачастую их близким другом становится Интернет с его модными тенденциями. Расплата за такую слепую дружбу высока. В СМИ, в школе и дома детям напоминают о правилах безопасных фото, однако на чужих ошибках учиться хотят не все…
Так, подросток пострадал при съемке заведомо опасного селфи на крыше железнодорожного вагона. В какой-то момент 13-летнего мальчика ударило током. Кроме ожогов он получил и другие травмы при падении с крыши вагона. Как позже рассказали медики, у мальчика были диагностированы ожоги 60% поверхности тела и открытая черепно-мозговая травма.
Самое главное, что мы должны объяснить нашим детям: здоровье и жизнь не стоят даже миллионов «лайков» в соцсетях. Яркие и позитивные фотографии могут быть сделаны и в безопасных условиях.
Запомните, что не стоит делать селфи на автомобильных дорогах, железнодорожных путях и на вагонах поездов, на воде, с оружием и острыми предметами, на крышах зданий, вблизи линий электропередач и оборудования, находящегося под большим напряжением.
Когда человек пытается сфотографировать сам себя – у него рассеяно внимание, теряется равновесие, он не смотрит по сторонам и не чувствует опасности. Делайте селфи, убедившись, что вы находитесь в безопасном месте и вам ничего не угрожает!
ПОЧЕМУ БЕЗОПАСНОСТИ НУЖНО СПЕЦИАЛЬНО ОБУЧАТЬ?
В детстве родители часто давали нам наставления, вроде: “Не разговаривай с подозрительными людьми”. Нам чаще просто запрещали что-то делать вместо того, чтобы объяснить, как нужно поступать в тех или иных ситуациях. С детства нам рассказывают, что нужно быть удобными, слушаться взрослых, терпеть. А что такое подозрительный человек? Что делать, если такой человек подошел к ребенку? Нужно давать детям инструкции, что именно делать в таких ситуациях. Для этого самим взрослым нужно знать алгоритмы безопасности. Кроме того, наставления “терпеть” и “быть удобным” учат детей не уважать свое тело. Именно тихие дети, которые боятся возразить, чаще попадают в беду. Шумные, “неудобные” дети, которые готовы кричать на публике, больше подготовлены к опасным ситуациям. Механизмы безопасного поведения заложены в детях самой природой, с раннего возраста. В первые полгода жизни ребенок запоминает свое ближайшее окружение, родителей и близких, которые всегда рядом и могут его защитить. После 6 месяцев мозг ребенка решает, что в его окружении хватает людей, которые о нем заботятся. В это время включается инстинкт следования за своими близкими, так ребенок обучается безопасности. Желательно, чтобы бабушки, дедушки, няни и т.д. знакомились с ребенком в первые полгода. Когда определяется круг доверия, ребенок начинает различать своих близких и посторонних людей. Поэтому в возрасте до года нужно научить ребенка делить всех людей не на “плохих” и “хороших”, а на “своих” и “чужих”. Застенчивость маленьких детей проявляется на инстинктивном уровне. Если при встрече с друзьями родителей ребенок зарывается в мамину юбку - это нормально, ему просто нужно время, чтобы освоиться с новыми людьми в своем окружении. Заставлять детей “перестать стесняться” совершенно неправильно. Ребенку в возрасте 3-5 лет можно снова рассказать о “своих” и “чужих”. Например, можно объяснить ребенку на прогулке, показывая на других людей, что они “чужие” и не должны предлагать угощения. А если незнакомец все же предлагает? Следует придумать инструкцию для таких ситуаций, например: “Обязательно спроси маму/папу, если тебе что-то предлагают”. К тому возрасту, когда ребенок начнет отправляться на прогулки самостоятельно, без родителей, он должен четко знать, что делать: если незнакомцы что-либо предлагают, нужно отвечать твердым отказом. Очень важно читать книги/смотреть мультфильмы с ребенком интерактивно, задавать вопросы о том, что он увидел и прочитал (“Почему этот персонаж попал в беду? Что ему следовало сделать?”), потому что зачастую мультфильмы и детские книги несут в себе какие-то уроки. Ребенок 3-5 лет не должен оставаться наедине с мультфильмами, гаджетами и т. д., поскольку важен именно комментарий присутствующего взрослого. Ребенок 3-5 лет должен знать свое имя и фамилию, домашний адрес и имена родителей, чтобы он мог обратиться за помощью (например, если отстал от родителей на улице и потерялся).
Важные правила для детей 3-5 лет. Если потерялся, стой на месте! Искать всегда должны родители. Не плачь, а громко зови: “Мама! Папа!” Ни в коем случае ни с кем никуда не уходи! Даже если предлагают помощь. Если вы взрослый, чувствующий свою ответственность и желающий помочь чужому потерявшемуся ребенку, делайте это прямо на месте: спросите, чем помочь, предложите остаться рядом, пока родители не найдутся. Если ребенок знает номера родителей, можно позвонить им и сообщить, где ребенок. Вопрос: А с полицейским тоже нельзя уходить? Нельзя. К сожалению, не все полицейские это знают. Учить детей двойным стандартам тяжело, надежнее просто научить, что с любыми посторонними людьми уходить нельзя. Отличный способ усваивать правила безопасности - игры. Например, можно с игрушками отыгрывать ситуации вроде: “Медвежонок потерялся, что ему делать?” Правило “нижнего белья” Те части тела, которые закрыты нижним бельем, нельзя никому показывать и давать трогать! Нельзя этого делать и по отношению к другим людям. Только родители или доктор в присутствии родителей и с согласия ребенка могут попросить раздеться и прикоснуться к телу! Это правило закладывает основы уважения к своему телу и понимание, что такое интимные части тела. Основа безопасности - умение ребенка говорить “нет”. У ребенка должен быть опыт, где его нежелание что-либо делать будет услышано со стороны родителей. Важно обозначить: “Я понимаю, что тебе не хочется делать [что-то], но сейчас это важно, мы так решили, и нам придется это сделать”. Таким образом, вы не обязаны уступать ребенку, вы должны его выслушать. В случае с чужими людьми, которые что-то предлагают, нужно научить детей говорить: “Нет, я вас не знаю” громко и четко. Зачем? Объясните детям, что очень важно, чтобы окружающие слышали, что они говорят с незнакомцами. Ребенок должен знать! У него есть интимные части тела, до которых никто не должен дотрагиваться! Это гениталии, грудь, ягодицы и рот. У этих интимных частей тела есть названия! Важно уметь называть вещи своими именами, и даже если вас воспитали, что так “не принято”, не нужно передавать это детям. Научите их правильным названиям. Речь снова идет об уважении к своему телу: объясните ребенку, что эти части тела не менее важны, чем другие. Есть “секретные” прикосновения, их нельзя держать в тайне, нужно рассказать о них маме и папе. Важно развить доверительные отношения детей с родителями - отношения, в которых не будет места стыду. Никто не имеет права фотографировать тело ребенка или показывать ему фотографии чужих тел. У ребенка не должно быть секретов с другими взрослыми. Сюрприз с бабушкой ко дню рождения мамы - не из таких секретов. Можно объяснить, что секреты бывают “плохими” и нет, и что ребенок должен прислушиваться к своей интуиции. Если он чувствует, что ему предлагают хранить “плохой” секрет, он сам задумается. Также у ребенка должен быть опыт, где он рассказал секрет родителям и не был наказан. Нельзя ходить голым перед другими людьми! Даже на пляже. В 6 лет ребенок должен знать наизусть телефоны родителей! Номера родителей, просто сохраненные на телефоне, иногда могут не помочь. В обратную сторону это тоже работает: родители обязаны знать телефоны своих детей. Нежелательно, чтобы дети гуляли в темное время суток. Даже зимой, когда темнеет рано.
Родители должны знать. Нельзя наказывать за правду! Если ребенок рассказал что-то постыдное, неприятное про себя - не нужно его ругать, иначе больше он ничего не расскажет: “Спасибо, что признался!”, “Молодец, что рассказал”. Не учите ребенка слушаться взрослых! Учите слушаться маму и папу, а не абстрактных людей. Нежелательно, чтобы дети гуляли в одиночестве. Это не значит, что родители обязаны везде ходить с ребенком за руку. Это значит, что ребенок не должен гулять на пустырях и уметь отслеживать, чтобы там, где он гуляет, всегда были люди. Научите детей, как ведут себя преступники. Это не люди в черных капюшонах, которые хватают детей на улицах. Это люди, которые знает, что нужно сделать, чтобы ребенок сам захотел за ними пойти. Можно научить ребенка двум законам жизни: Преступник, который ворует детей, выглядит как обычный человек. Это значит, что преступником может оказаться и мужчина, и молодая женщина, и даже старушка (да, чужие бабушки не являются безопасными людьми, это тоже стоит объяснить детям). Незнакомый взрослый не должен подходить к ребенку ни по какому поводу. Важно воспитать в детях понимание, что взрослые могут обращаться за помощью только к взрослым. Если ребенок видит, что взрослому человеку на улице плохо, он может позвать на помощь других взрослых или вызвать скорую с безопасного расстояния. Так можно и помочь человеку, и не нарушать свою безопасность. Дети могут обращаться за помощью к другим взрослым! Важно полагаться на интуицию и выбирать, к каким именно взрослым можно обратиться. Вопрос: А если дети кого-то бьют или мучают животное, тоже нельзя к ним подходить? Всегда есть исключения, можно объяснить детям, что есть именно такие ситуации, где взрослые не могут не вмешаться. Но, на самом деле, лучше вызвать полицию. Ранее уже шла речь о том, что надежнее обучать детей правилам безопасности без исключений, чтобы они точно запомнили и не запутались.
Круг доверия. Можно сделать с ребенком упражнение “Круг доверия“. Вы берете лист бумаги и рисуете три круга внутри одного большого. Дальше спрашиваете детей: “Кто самый важный человек в твоем окружении?” (в самом маленьком круге отметить “Я”; поговорить с ребенком о его ценности, о любви к себе), далее спрашиваете просто о важных людях в жизни ваших детей и вписываете их в круги, от второго наименьшего до самого большого: первый круг - мама, папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи; второй круг (“круг вежливости”) - учителя, тренер, няня и т. д., друзья ребенка и друзья родителей, с которыми ребенок знаком; третий круг - самый “неприятный”, в него попадают все чужие люди. Далее вы можете спросить ребенка, люди из какого круга на что имеют право в отношении ребенка: кто имеет право обнимать и целовать его, с людьми из какого круга нужно вежливо разговаривать и т. д. (“Покажется ли тебе странным, если учитель решит посадить тебя к себе на колени? А если тренер подарит планшет? Что ты будешь делать в таких ситуациях?”). Вопрос: То есть, вы предлагаете растить детей с чудовищным недоверием к миру? Из таких детей вырастают параноики, люди, которые считают всех вокруг врагами. Дети, в целом, не такие тревожные создания, как взрослые. Они не считают мир опасным, нужно просто объяснить правила, при которых мир точно не станет для них таким. Последнее, что здесь можно добавить: все правила, описанные здесь, были придуманы людьми, которые работают в поисковых отрядах. Это все, что нужно знать. Главное преимущество детей - не сила, а громкий голос и быстрые ноги. Нужно отработать с ребенком, как он будет громко отвечать незнакомцам, чтобы довести это до автоматизма: “Нет, я вас не знаю”. Бывают и другие ситуации. Если, например, за ребенком кто-то идет, и он чувствует, что что-то не так, нужно прислушаться к интуиции и бежать, а не спрашивать у другого человека, что ему нужно. Инстинкт самосохранения работает у всех.
Безопасные места. Еще одно задание, которое можно сделать с детьми - нарисовать вместе карту, на которой будут обозначены безопасные места. Это магазины, школы, детские сады, больницы, банки, людные остановки, дворы, где всегда есть люди. Важно также показать ребенку, что есть опасные места, где он никогда не должен гулять один. Это стройки, пустыри, заросли кустарника. Парки тоже считаются опасным местом. Подвалы, чердаки и подъезды, конечно же. Подъезд даже собственного дома считается опасным местом, туда нельзя бежать в случае угрожающей опасности. Опасная ситуация: незнакомец хватает ребенка за рюкзак. Нужно объяснить ребенку, что важно в любой ситуации вывернуться из рюкзака и убежать, не задумываясь о ценных вещах, которые могут там лежать. Объясните своим детям, что нет ничего ценнее здоровья и безопасности. Если хватают не за рюкзак, а за руки, ребенок может делать все для своего спасения (пинаться, кусаться, царапаться). Можно упасть на землю: это привлекает внимание, утащить лежащего человека сложнее, лежа удобно пинаться и т. д. Этому приему учат и на самообороне для женщин. Также ребенок может найти камень и разбить стекло: окно дома, любой чужой машины и т. д. Для спасения своей жизни это дозволено. Родителям стоит обсудить с детьми, что бить вещи - не смертельно, за этим не должно быть жесткого наказания (но важно соблюдать это и в бытовых ситуациях, т. е. если сильно отругать ребенка за разбитую вазу, он никогда не поверит, что разбить стекло для спасения своей жизни это приемлемо). Безопасность в подъезде и лифте Когда подходишь к подъезду, заходишь в квартиру или выходишь из нее - не забудь оглядеться. Что делать, если кто-то есть рядом с подъездом? Отойти на детскую площадку/во двор и переждать. Доставать ключи можно только, когда ты убедился, что никого рядом нет. Нельзя ездить в лифте с незнакомыми людьми. Если кто-то говорит, что держал дверь лифта для тебя, нужно молча уходить (на улицу, а не подниматься по лестнице!) В подъезде не работает крик “Помогите!”, так что, если тебя преследуют в подъезде, нужно шуметь, стучать в двери и кричать “Пожар!” Чтобы ребенок не стеснялся кричать “Пожар!”, это тоже можно отработать - уехать всей семьей в лес и репетировать там.
Электричество и безопасность детей
Без электричества современный человек не обойдется никак, но в то же время, оно всегда небезопасно, особенно для маленьких детей. Взрослые люди уже владеют элементарными правилами безопасности благодаря своему жизненному опыту, а маленькие и активные дети познают все их окружающее своими органами чувств и только начинают накапливать столь необходимые знания.
Ребенок внимательно разглядывает все, что его окружает, может взять любой предмет руками, облизать языком, попробовать на вкус. Так ребенок приобретает свой жизненный опыт. Но человеческие органы чувств не могут сами опознать электрическое напряжение, а ребенок не осознает всю опасность, которая исходит от электричества. Родители должны позаботиться о безопасных условиях жизни своих детей, обучить осторожному обращению с электрическими приборами.
Для соблюдения этих требований нужен дифференцированный и индивидуальный подход, который учитывает возраст детей. Ребенок в возрасте от трех до пяти лет находится под присмотром родителей дома, а в детском дошкольном учреждении за ним смотрят воспитатели и педагоги. Для безопасности детей нужно держать исправную электропроводку дома, заблокировать доступ к электрическим розетками, различным проводам и включенным приборам.
Для этого необходимо установить резиновые диэлектрические заглушки, которые можно купить в магазине. После установки заглушек в контактные гнезда, ребенок уже не вставит шариковые ручки, маленькие ножницы или другие предметы из металла, проводящие электроток.
Дома электрические розетки и выключатели необходимо прочно фиксировать. Детей нужно лишить доступа к включенным бытовым приборам и проводам, ведущим к ним. Ребенок может потянуть к себе шнур электроприбора, начать пробовать его на вкус.
Не безопасны детям и включенные обогреватели, настольные лампы, фены электрические чайники и прочие приборы.
Однако ограничение доступа к электроприборам — не единственный способ оградить детей. Самое главное — это обучить детей азам электрической безопасности. Даже в этом маленьком возрасте они способны отлично уяснить все то, что им рассказали родители.
Лучше всего такое обучение проводить в форме игры, показывая детские образовательные мультипликационные фильмы, при этом обсуждать с ребенком просмотренные сюжеты. Также положительно оказывают влияние на детей групповые занятия по технике безопасности, которые проводят сотрудники дошкольных образовательных учреждений. Участие детей в подобных мероприятиях дает им возможность делиться полученными впечатлениями со своими сверстниками, тем самым формируя понимание безопасного поведения в разных случаях.
Детям постарше пяти лет дают больше свободы, ослабляют контроль над их действиями, отпускают самостоятельно гулять на улицу для совместных игр с их сверстниками: кататься на роликах, коньках, велосипедах. Необходимо к тому времени закончить формирование у детей правильного представления опасных моментов, которое таит в себе электроэнергия.
Дети должны точно знать, что электричество представляет большую угрозу. Ни в коем случае не нужно залезать по опорам линий электропередач, резвиться там, кидать на электропровода вещи.
Детвора очень любит запускать воздушных змей на улице, но взрослым нужно выбирать открытые площадки для таких игр как можно дальше от линий электропередач. От ветра змей может запутаться в проводах, по котором идет ток, а это может привести к электрическому удару.
Практически во всех городских дворах можно найти и трансформаторные подстанции, и распределительные шкафы. Наверное, все дети любят играть в прятки, однако прятаться за заслон электрооборудования ни в коем случае нельзя. Дети это должны понимать.
К тому времени, когда родители разрешают детям одним гулять во дворе, у детей должны быть выработаны следующие привычки:
- если провода сорваны либо просто лежат, к ним нельзя подходить близко;
- нельзя подходить к заслону электрооборудования, будь оно открыто или закрыто;
- не начинать игры близко от опор ВЛ (воздушных линий электропередач);
- тут же рассказывать родителям или взрослым об увиденных нарушениях.
Дети растут, и первоклассники становятся более свободными. Но эта свобода ждет от ребенка более глубоких познаний и навыков безопасной эксплуатации электроприборов дома, и безопасности поведения на улице.
Когда ребенок один в квартире, он должен знать, что ему нельзя:
- без взрослых включать электроприборы;
- убирать и открывать крышки защиты бытовых приборов, самостоятельно менять предохранители и электрические лампочки;
- мокрыми руками трогать включенные в сеть электроприборы.
Почувствовав запашок горящей изоляции нужно произвести обесточивание электроприбора, но дергать электрический шнур из розетки недопустимо.
На уличных прогулках, чтобы получить одобрение ровесников, школьники способны совершать "подвиги". Дети пытаются вдребезги разбить изоляторы на ВЛ, лезут по опорам ЛЭП, хотят узнать, что скрывают закрытые шкафчики, в которых находиться электротехническое оборудование. При этом они забывают все то, чему их учили на уроках безопасности.
Также много опасностей таит в себе водоем, который расположен близко от ЛЭП. Рыбалка под электрическими проводами всегда находится под запретом. Удочка длиною пять метров с леской при забрасывании удлиняет дистанцию от рыболова до крючка удочки на десять метров, этого достаточно, чтобы леска при набросе запуталась в проводах. Электрический ток через влажную леску попадает на тело человека и быстро уходит в землю. Это часто приводит к летальному исходу.
Родители обо всех подобных ситуациях должны постоянно рассказывать своим детям. Как говорится, повторение — мать учения.
На занятиях физики и химии или уроках труда присутствует риск получить травму от электрического тока. Чтобы этого не случилось, школьник должен добросовестно исполнять указания и рекомендации учителя, не экспериментировать, не хулиганить.
Основными принципами охраны малышей от удара электрическим током являются:
- поддержка в рабочем состоянии электрического оборудования;
- периодическая проверка и ремонт неисправно работающих электрических приборов.
- непрерывное обучение детей технике безопасности поведения, включающая в себя обращение с электроприборами;
- периодическая проверка и ремонт неисправно работающих электрических приборов.
БЫТОВАЯ ХИМИЯ В ДОМЕ: ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ДЕТСКОЙ КОЖИ
Почти в каждом доме есть шкафчик или полочка с множеством баночек, бутылок, флаконов, баллонов с бытовой химией, без которой трудно представить быт современной хозяйки. Еще больше средств там, где есть дети, ведь родители стараются поддерживать особенную чистоту. И к обычному набору бытовой химии добавляется еще комплект средств, этикетка которых обещает повышенную степень безопасности для детей.
Но почему тогда не уменьшается количество отравлений, химических ожогов, аллергии именно у малышей? Бывает ли безопасной домашняя химия?
От аллергии до ожога: риск для кожи, глаз и дыхательных путей
Не будем рассматривать в этой статье случаи, когда дети съедают или выпивают опасные вещества, соблазнившись яркой упаковкой, «вкусным» запахом или заманчивым цветом. Не только подобные ситуации представляют опасность для ребенка.
Те же самые вещества могут наносить вред даже при наружном контакте.
Ребенок может не успеть лизнуть или выпить вещество, но измажет в нем ручки или лицо. Капли могут попасть в глаза, а пары — в органы дыхания.
Плохо прополосканное белье нередко вызывает аллергию. Ребенок покрывается сыпью или пятнами, начинает чихать или с трудом дышит, а родителям и в голову не приходит, что это может быть не от съеденного мандарина, а от нового стирального порошка.
Какие же средства бытовой химии наиболее опасны?
Отравление при дыхании
Самые приятные для обоняния вещества могут оказаться опасными для ребенка. Речь идет об освежителях воздуха, в составе которых могут быть потенциально вредные соединения, в том числе фенол и формальдегид.
Если ребенок доберется до аэрозольного баллона и откроет его, у него может и не хватить сил или сообразительности нажать на клапан (хотя он может его попробовать на вкус). Но если в доме используется автоматическое устройство для распыления аромата, тогда ему достаточно просто находиться рядом в тот момент, когда в воздух поступит очередная порция вещества.
Еще более опасны хлорсодержащие моющие и чистящие средства. Особенно в тех случаях, когда они могут смешаться с другими средствами, по незнанию или по неосторожности. Пострадать может не только ребенок, но и все семейство. Хлор содержится в отбеливателях, в средствах для чистки сантехнических приборов, в других моющих средствах. Если на упаковке написано «содержит хлоринол» — это, практически, то же самое, что и «содержит хлор».
Если такое средство смешается с уксусом, хлор выделится в газообразной форме. Это смертельно опасно — именно хлор был первым химическим оружием, от которого во время Первой мировой войны погибли и пострадали тысячи солдат.
Соединение хлорсодержащего средства с другим, в состав которого входит аммиак, вызывает выделение хлорамина. Который не лучше чистого хлора и столь же опасен. Аммиак часто содержится в средствах для чистки стекол, и опасное соединение легко может произойти при уборке в ванной комнате, например.
Если смешается хлорка со спиртом, в воздухе появится хлороформ. Наркоз, может быть, и не получится из-за недостаточной концентрации, но отравление и головная боль обеспечены. Спирт может содержаться в средствах для чистки стекла.
Очень опасны также «термоядерные» средства для удаления застарелой грязи и жира. Несмотря на их эффективность, такими вообще лучше не пользоваться, если в доме есть дети. Даже при открытых окнах.
Крайне опасно смешивание разных средств для прочистки труб канализации. Соединение некоторых из них может вызвать бурную химическую реакцию с разбрызгиванием едких капель, а то и взрыв.
Следует также надежно прятать от ребенка любые растворители, среди которых в принципе нет безопасных.
Риск для кожи
Все моющие и чистящие средства необходимо тщательно смывать водой, чтобы избежать контакта с нежной кожей ребенка. Для ожога или сильного раздражения достаточно, чтобы малыш схватился ручкой за бортик ванны или раковины, на которую нанесено чистящее средство, содержащее едкие вещества.
Даже обычное мыло может оказаться слишком агрессивным для чувствительной кожи и вызвать сухость, раздражение. А если в составе мыла есть сильные отдушки — то и аллергию.
Не стоит безоглядно верить даже маркировке «детское» или «гипоаллергенное». Порой это просто маркетинговый ход.
Самыми вредными считаются анионные поверхностно-активные вещества (ПАВ), а также отбеливающие добавки и энзимы. То есть именно те компоненты, которые и обеспечивают хорошее отстирывание всевозможных загрязнений. Так что придется делать выбор между эффективностью и безопасностью. Или значительно увеличивать время полоскания, чтобы все потенциальные вредности смывались водой.
Вот что советует врач-гигиенист Ирина Конохова:
Даже если на моющем средстве написано слово «детский», это не гарантирует полной безвредности и экологичности. Без ПАВ порошок не будет отстирывать, поэтому важно выбрать средство не с минимальным содержанием ПАВ, а с веществами наиболее высокой степени очистки. Анионные ПАВ обычно входят в состав самых дешевых моющих средств. Лучше выбирать средства с неионогенными ПАВ, с цеолитами и мылом.
В любом случае, перед применением средства необходимо внимательно прочитать инструкцию, не превышать рекомендованных доз и тщательно смывать и выполаскивать всю химию.
Дело в том, что детская кожа не так эффективно выполняет барьерную функцию, как кожа взрослого человека. Вредные вещества проникают через нее легче, и могут накапливаться в организме. Поэтому аллергическая реакция может проявляться не сразу, а через некоторое время, когда родители уже и забыли, что стали пользоваться новым стиральным порошком или моющим средством.
Опасны также средства, применяемые для уничтожения плесени. В их состав может входить формальдегид и гипохлорит натрия, обладающие токсичным действием.
Частая чистка ковров с применением специальных средств также может вызвать отравление, так как эти средства содержат гидроксид аммония и перхлорэтилен, обладающие выраженным раздражающим действием. В большом количестве или длительном контакте эти вещества способны повреждать почки и печень.
Полироли для ухода за мебелью также небезопасны. В их составе может быть нитробензол и уже упоминаемый фенол. Эти вещества при контакте с кожей легко в нее впитываются, и могут нанести вред нервной системе, дыхательным путям.
Средство для дезинфекции рук, которое часто лежит в сумочке у мамы или стоит на полочке в ванной, очень сушит кожу и часто содержит много спирта. Для детской кожи такие средства не подходят.
Мамам стоит постоянно следить, чтобы чадо не добралось до косметички. Даже высококачественная косметика может вызывать у ребенка аллергию и раздражение при попадании на кожу. Еще хуже, если малыш что-то попробует на вкус, соблазнившись ароматом.
Пока ребенок не подрастет, следует держать вне его досягаемости всю бытовую химию и косметику. А после применения необходимых веществ — тщательно промывать и прополаскивать все, что входило в контакт с химическими веществами.