«С учетом вступления избранного Президента Республики Беларусь в должность в двухмесячный срок со дня избрания проведение выборов в обозначенную дату сократит на 6 месяцев срок полномочий действующего Главы государства, что не исключает права действующего Президента баллотироваться на новый срок. При этом выборы не будут являться внеочередными. В соответствии со ст. 81 Конституции Республики Беларусь проведение внеочередных выборов возможно, если должность Президента оказалась вакантной», – сказал Игорь Карпенко.
Опыт проведения выборов Главы государства ранее окончания срока полномочий имеется в нашей стране, отметил глава ЦИК. «В 2006 году выборы Президента Беларуси были проведены на несколько месяцев раньше. Практика организации выборов до истечения срока полномочий Президента имеется в ряде стран, например, в Кыргызстане, Узбекистане, чему предшествовали проведенные в указанных государствах конституционные референдумы. Проведение выборов заблаговременно учитывает и возможность проведения второго тура голосования, если в первом туре никто из кандидатов в Президенты не наберет абсолютного большинства голосов. Второй тур голосования проводится по закону в двухнедельный срок», – подчеркнул он.
«В 2025 году заканчивается реализация пятилетнего плана социально-экономического развития Республики Беларусь, в связи с чем необходимо проанализировать итоги и определить дальнейший стратегический курс развития страны, основные направления внутренней и внешней политики. Глава государства выполняет ключевую роль в данном вопросе, поскольку он формирует правительство, обеспечивает экономическую и политическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти. Вступление в должность вновь избранного Президента Республики Беларусь в начале 2025 года позволит ему осуществлять свои полномочия на начальной стадии стратегического планирования», – пояснил Игорь Карпенко.
По его словам, проведение выборов Президента Республики Беларусь 26 января 2025 года видится вполне обоснованным в том числе исходя из положительной практики организации референдума 2022 года и единого дня голосования 2024 года. «В этот период минимальное количество граждан уезжает из страны в отпуск, а также находится на дачах, что исключает неудобства, связанные с удаленностью участков для голосования по месту регистрации от фактического места проживания избирателей. В свою очередь проведение выборов весной и летом сопряжено с загруженностью местных органов власти в сфере сельского хозяйства, отпускной порой, вступительной кампанией в колледжи и вузы, подготовкой к новому учебному году учреждений образования, где, как правило, располагается большое количество участков для голосования», – дополнил Игорь Карпенко.
По информации БЕЛТА